Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Популярность, как тормоз прогресса

Популярность, как тормоз прогресса
Почему неудобные старые стандарты не проигрывают новым? © PxHere
В метрической системе один миллилитр воды занимает один кубический сантиметр, весит один грамм и требует затрат в одну калорию энергии, чтобы нагреться на один градус — что будет являться 1 процентом в отношении его точки замерзания к точке кипения. Количество массы гидрогена такое же, как и масса одного моля атомов в нём. В то же время, в имперской системе ответом на вопрос: «Сколько энергии потребуется, чтобы вскипятить галлон воды комнатной температуры?» будет: «Иди ты в задницу!», потому что вы не сможете прямо соотнести любое из этих значений.

Цитата, которой я решил начать повествование, содержится в книге «Wild Thing» Джоша Бейзела. Не знаю, является ли он автором этого высказывания, или использовал в своем произведении чужой перл. Но в нашем случае это и не важно.

Приведенный пример наглядно иллюстрирует, насколько неудобна для использования в современном мире имперская (английская) система мер, с ее футами и фунтами, галлонами и унциями, милями и акрами. А, между тем, в США (а также Либерии и Мьянме) она до сих пор занимает главенствующее положение. Все остальные страны мира в XX веке окончательно перешло на СИ.

Другой пример – социальная сеть Facebook. Та же «ВКонтакте» на голову превосходит ее по удобству и привлекательности интерфейса, функциональности. А сколько скандалов за последние годы сопровождало FB – так сразу и не вспомнить. Но, тем не менее, она остается крупнейшей социальной сетью с примерно двумя миллиардами юзеров.

Из последних примеров вспоминается Bitcoin. При всей перспективности замысла, эта криптовалюта оказалась неудобной для мелких расчетов, из-за скорости обработки транзакций. На рынок вышла тьма новых проектов, этого минуса лишенных, но BTC до сих пор остается самой популярной и дорогой цифровой монетой.

Bitcoin не очень удобен, но никто так и не сместил его с трона © Hacker Noon
Bitcoin не очень удобен, но никто так и не сместил его с трона © Hacker Noon

Можно долго перечислять примеры вещей, которые явно не являются лучшими в своем роде, но активно используются и не спешат сдаваться под напором конкуренции. И всех их объединяет несколько особенностей: популярность, раскрученность, массовость. Именно они и становятся тормозом на пути к прогрессу, препятствуя появлению более качественных альтернатив.

Пальма первенства: путь к успеху

Победить на раннем этапе конкуренции -– половина успеха
Победить на раннем этапе конкуренции -– половина успеха

Вещи, которые появляются в числе первых в своем роде, и выигрывают конкуренцию на начальном этапе, имеют все шансы надолго закрепиться в качестве фактического стандарта. Именно так было в случае с приведенными примерами.

Когда в США входила в обиход имперская система мер – в других странах активно использовалась или она же, или свои системы, столь же плохо систематизированные. У «Фейсбука» в момент появления не было полноценных конкурентов, так что и росту особо ничего не мешало. Когда появился Bitcoin – у него не то что истинных соперников не было, многие вообще не знали, что это такое.

Когда альтернативы получше названных вещей таки появились – было уже поздно. Оказалось, что массовый переход на них в пользу чего-то получше или затруднен, или вообще невозможен на практике.

Перевести дюймы в миллиметры в частном случае легко, но если полноценно внедрять СИ по всей стране – придется переписывать уйму документации. Денег и сил на это уйдет столько, что за них можно чуть ли не Луну колонизировать. При этом США особой экономической выгоды от этого не получат. Вот и живут они со своими милями, вместо общепринятых километров.

Две шкалы на спидометре (для разных рынков) разметить проще, чем переходить на СИ © Wikipedia
Две шкалы на спидометре (для разных рынков) разметить проще, чем переходить на СИ © Wikipedia

Трудности, связанные с переходом на новые стандарты, возникнут и в других областях. Создать соцсеть, которая будет лучше «Фейсбука», или криптовалюту, лишенную минусов Биткоина, несложно. Сложно привлечь аудиторию, сделать продукт массовым в краткие сроки. А без этого он обречен если не на провал, то на весьма узкую популярность.

Оставаясь в тени могущественного конкурента, новые вещи могут превратиться в новый стандарт, лишь оказавшись «в нужном месте, в нужное время». Угадать эти самые время, место и необходимые качества продукта, весьма сложно. Ведь общество и рынок – структуры сложные и точному прогнозированию не поддающиеся.

Замкнутый круг

Люди весьма консервативны по своей природе, и к новому часто относятся с недоверием. Даже видя определенные плюсы, они сразу вспоминают и о минусах. Толку с того, что вещь удобная, если она не популярна.

Можно сделать новую соцсеть, которая во всем превзойдет FB, но поначалу там будет мало пользователей из вашего окружения. Примерно так подумает каждый, кто узнает о ней, и поэтому останется верным старому продукту.

Можно сделать ОС, которая будет лучше, удобнее и эффективнее Android и iOS вместе взятых. Но разработчики ПО подумают: «популярность низкая, писать для нее программы невыгодно». При этом, потенциальные пользователи ОС параллельно решат: «программ мало, популярность низкая, не буду переходить». Вот и получается замкнутый круг. И так – в случае с большинством новых вещей.

Ubuntu Touch - один из примеров ОС, которая была потенциально лучше Android, но не смогла стать популярной © Мега-Техника
Ubuntu Touch - один из примеров ОС, которая была потенциально лучше Android, но не смогла стать популярной © Мега-Техника

Чтобы прервать сформировавшуюся «круговую поруку», новый продукт, претендующий на место старого, должен не просто быть лучше, а превосходить его на голову. До Apple смартфоны делали многие, но только iPhone оказался удобен как бизнесмену, так и домохозяйке. Прервать «порочный круг» непросто, «выстреливают» единицы, поэтому мы вынуждены пользоваться тем, что популярно и массово, а не лучшее на рынке.

Этакая «феодальная раздробленность» среди тех, кто пытается создать альтернативу, лишь усугубляет ситуацию. Ведь если бы соцсеть лучше «Фейсбука» создала одна компания – люди наверняка ее заметили. А если таких компаний сотни, то и конкуренты они, в первую очередь, друг для друга, а не для FB.