Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Велосипед и дальние поездки: что учесть, если вы собрались ехать очень далеко

© Biking Bis
© Biking Bis

Вам когда-нибудь приходила в голову идея сесть на велосипед и поехать куда-то далеко? Речь не о простых покатушках на несколько десятков километров. Ведь 30, 50 или 100 км кажутся большим расстоянием только для тех, кто никогда не ездил на велике дальше магазина. Однако достаточно десятка таких пробегов – и расстояния начинают казаться совсем небольшими.

Проехаться вечером 40 км для того, чтобы отвлечься и/или поддерживать форму – это одно, а вот организовать заезд на тысячу километров, а то и четыре тысячи (как это сделал индийский болельщик) – совсем другое. И если такие путешествия вам по душе, но опыта в совершении подобных поездок совсем нет – тогда эта статья для вас. Ведь речь сейчас пойдет именно о том, как подготовиться и что нужно взять в дорогу, отправляясь на велосипеде в многодневный заезд.

Я – не профессиональный спортсмен, но на велосипеде провел 20 лет из прожитых 26. Никакой специальной подготовки или длительных тренировок я не проходил, дорогую технику профессионального класса никогда не использовал. Поэтому и статья эта рассчитана на таких же аматоров, с которыми я хочу поделиться своим опытом и наблюдениями.

Все рекомендации поданы с учетом возможностей среднестатистического человека, не занимающегося велоспортом на высоком уровне, но решившего избрать в качестве транспорта для путешествия не авто, автобус, поезд или самолет, а именно «педального коня». Если вы относитесь к таким – добро пожаловать.

Требования к велосипеду

Начнем с главного: на чем отправляться в дальний путь стоит, а на чем – крайне нежелательно. В первую очередь, не лучшим вариантом будут односкоростные классические велосипеды. Их передаточные числа обычно рассчитаны на неспешную езду по городу со скоростью до 20 км/ч. Конечно, кратковременно можно разогнаться и до 40 км/ч, а долговременно (при наличии базовой подготовки) держать около 25 км/ч. Но поддержание высокого каденса (скорости педалирования) приведет к лишним затратам сил на поддержание скорости.

Городская классика - не лучший вариант для дальних заездов © Fast Company
Городская классика - не лучший вариант для дальних заездов © Fast Company

Не лучшим образом подходят и так называемые «ашан-байки» – бюджетные велосипеды из гипермаркетов. Как правило, это тяжелые модели со стальной рамой из «водопроводных труб», амортизаторами, широкой «горной» резиной дюйма так на 2-3, а также 18, 21, а то и 24 передачами. В общем, практически эталонный сборник того, что в дальнем пути по дорогам (а не бездорожью) будет лишним.

Ашанбайк собственной персоной © Dirt.ru
Ашанбайк собственной персоной © Dirt.ru

Тяжелая рама, в сочетание с широкой резиной с грязевым протектором, будет отнимать лишние силы. Это может пройти незамеченным, но в итоге вы проедете за день на десяток-другой километров меньше, чем могли бы. Амортизаторы тоже утяжеляют байк, а куча передач – это хорошо в горах. Но на равнинных трассах минимум половина из них не нужна, а так как переключатели используются самые дешевые – трансмиссия становится еще и слабым звеном, повышающим риск поломки.

Оптимальный вариант велосипеда для очень дальних заездов – шоссейный (но не на очень тонкой резине типа слик, если велодорожки и обочины на пути не идеальны), гравел (гибрид шоссейного с дорожным). Может подойти и хардтейл с передней вилкой с амортизатором, которая уменьшит нагрузку на руки. Оптимальная ширина резины – 30-50 мм. Если меньше – будет некомфортно на посредственных дорогах, а толстые покрышки имеют повышенное сопротивление и требуют больших энергозатрат для поддержания скорости на асфальте.

Я поеду на этом: больше 500 км тестирования подтвердили, что вел хоть бюджетный, но надежный © Александр Навагин
Я поеду на этом: больше 500 км тестирования подтвердили, что вел хоть бюджетный, но надежный © Александр Навагин

Велосипед не обязательно должен быть дорогим (можно и за 20 тыс. рублей найти приемлемый вариант), но он должен быть надежным, проверенным. Желательно вдоволь испытать его перед заездом, откатав несколько сотен километров на небольшие дистанции, чтобы убедиться на надежности и иметь время для настройки потенциально слабых узлов.

Страховка от поломок

Ремонту в полевых условиях подлежит не любая поломка, но не все они случаются одинаково часто. Трещина в ободе или выход из строя храпового механизма привода (трещотки) требуют замены деталей, но это редкие поломки, на ровном месте практически не возникающие. А вот обрыв цепи, прокол шины, ослабевание какого-то крепежа, нарушение настройки переключателя передач или тормозов – вполне реальны. Именно от них и важно страховаться.

Семейный ключ такого типа позволяет открутить большинство деталей © VeloSimf
Семейный ключ такого типа позволяет открутить большинство деталей © VeloSimf

Для устранения мелких неисправностей достаточно минимума инструмента. Унификация крепежа позволяет открутить/закрутить любую часть байка, имея на руках подходящий «семейный» велосипедный ключ, набор из нескольких инбусовых шестигранников, а также двухстороннюю отвертку с плоским и крестовым шлицами. Также можно взять с собой мультитул. Этого инструмента достаточно для устранения практически всех, простите за тавтологию, легко устранимых неполадок.

Специальный мультитул - компактный и функциональный © Evans Cycles
Специальный мультитул - компактный и функциональный © Evans Cycles

Качественная цепь ходит около 1-2 тысяч километров, поэтому если с ней никогда не замечалось никаких проблем – достаточно вооружиться щеткой и пузырьком смазки для периодического обслуживания трансмиссии. Хотя для подстраховки можно взять и запасную цепь, или хотя бы несколько звеньев и замков, для устранения обрыва в полевых условиях. Но это актуально только для ситуаций, когда надежность привода вызывает сомнения и хочется подстраховаться.

Больше всего внимания стоит уделить резине. Ее проколы – явление самое распространенное, особенно при использовании тонкой резины с мелким протектором. Поэтому запасную камеру, пару лопаток для разбортировки колес, а также маленький насос, надо брать однозначно. Альтернативой насосу являются специальные баллончики, но я бы их не рассматривал. Весит такой баллон ненамного меньше легкого насоса, его ресурс ограничен одной-двумя накачками, а по цене он стоит немало.

Баллончик для накачки © kotovski.net
Баллончик для накачки © kotovski.net

Наличие запасной камеры и насоса позволяет в случае прокола быстро починить колесо и продолжить путь. Поврежденную камеру потом можно отремонтировать в ближайшем шиномонтаже на пути следования, таким образом снова получив запаску.

Компактный насос не мешает в пути © Road.cc
Компактный насос не мешает в пути © Road.cc

Необходимый минимум вещей

Что из вещей брать с собой – зависит от условий путешествия. Летом, в хорошую погоду, можно обойтись минимумом, вроде сменной одежды, инструмента на случай неисправности, набора необходимой электроники. Точно не помешает внешний аккумулятор, чтобы можно было зарядить телефон, если он разрядится в неожиданный момент.

Если погода переменчива – придется запастись большим количеством вещей, чтобы в дороге чувствовать себя комфортно, не простыть и не перегреться. Это утяжелит сумку, но здоровье дороже. Поэтому я бы предпочел планировать поездку с учетом прогноза погоды, чтобы не слишком запасаться вещами.

Сложить свой скарб в дорогу можно в рюкзак, обычную сумку на багажник или сумку типа «штаны». Плюс рюкзака в том, что он равномерно распределяет нагрузку, не создает сопротивления воздуху. Но он оптимален лишь для небольшой нагрузки, до 10 кг. Это 10 километров с 20 кило за спиной проехать проще простого. Километре так на 30-40-м он уже будет причинять дискомфорт, а спустя сотню-другую мысли о нем могут приобрести вид: «пропади ты пропадом, проклятый баул!».

Большой рюкзак хорош для коротких поездок © Spinlister
Большой рюкзак хорош для коротких поездок © Spinlister

Обычная сумка, закрепленная на багажнике, снимает нагрузку с плеч, но крутить педали с ней будет немного тяжелее. Кроме того, если она слишком загружена – повышается центр тяжести велосипеда, что минус, а на плохой дороге с ямками ее может болтать в стороны. Поэтому багажник с сумкой оптимален для средних нагрузок, кило 10-15.

Если нужно взять больше – тогда оптимальна сумка типа «штаны», с боковыми «кофрами». Она обеспечивает низкий центр тяжести, благодаря чему не болтается, много вмещает. Это оптимальный вариант для тех, кто хочет минимально зависеть от окружающих условий и «все свое носить с собой». При выборе «штанов» важно только учитывать нагрузки (чтобы багажник выдержал), смотреть, не будет ли сумка задевать ноги при быстром педалировании, не теряет ли байк управляемость на плохой дороге.

Сумка-штаны хороша для дальних поездок с большим запасом вещей © Two Wheel Travel
Сумка-штаны хороша для дальних поездок с большим запасом вещей © Two Wheel Travel

Забота о безопасности

Безопасность на дороге – превыше всего. Я не являюсь сторонником шлемов, наколенников, тем более, что ПДД не требуют их использования. Носить их или нет – сугубо ваше решение. Но что касается света – здесь все строже. Отправляясь в дальнюю дорогу, следует оснастить байк светоотражателями (белыми спереди, красными сзади, оранжевыми сбоку) и фонарями. Даже если вы не планируете ехать в сумерках – все равно, светотехника нужна, так как обстоятельства бывают разными.

© Gadget Flow
© Gadget Flow

Для улучшения заметности велосипеда можно оклеить его светоотражающими стикерами. Также не помешает использовать «фликеры» на одежде. Медленно добираться к пункту назначения вечером, сияя как елка в свете фар (пусть даже это выглядит нелепо) – точно лучше, чем быстро ехать на «скорой» в ближайшую больницу после встречи с автомобилем, водитель которого не заметил силуэт, катящий по обочине.

Не помешает в пути и аптечка, так как неожиданно упасть можно, и с другими неприятностями столкнуться. Много всего брать не стоит, так как при серьезных проблемах стоит сразу обращаться к врачу. Но обязательно иметь при себе рулон бинта, вату, катушку или пакетик пластыря, а также что-то обеззараживающее (йод, зеленку, раствор перекиси водорода). Также желательно наличие каких-нибудь сорбентов (хоть простого активированного угля), а то мало ли, какой шаурмой придется перекусить в дороге, и средств защиты от солнечных ожогов, если ехать предстоит в солнечную летнюю погоду.

© moysignal.ru
© moysignal.ru

О сохранности «педального коня» тоже следует позаботиться. Для этого следует обзавестись противоугонным тросом. Я бы рекомендовал длинный вариант, не из самых дешевых, с надежным кодовым замком. Это не панацея (при спланированном угоне любой трос не спасает), но с ним вы убережете велик от случайного вора, при этом о сохранности ключа не придется заботиться. Запирать велосипед (особенно с быстросъемным колесом) желательно так, чтобы трос проходил и через раму, и сквозь обод.

Блокировка одного лишь колеса - не лучшая идея © velomasterclass.ru
Блокировка одного лишь колеса - не лучшая идея © velomasterclass.ru

Прокладывание маршрута

Маршрут следования следует прокладывать с учетом оптимального распределения нагрузки на день и наличия мест для ночевки. Здесь все зависит от того, чего вы хотите от поездки. Ведь можно неспешно двигаться, преодолевая сотню километров в день, а оставшееся время посвящая отдыху и знакомству с местными достопримечательностями, а можно ехать чисто ради езды, когда главное – преодолеть побольше, и ночевать в полевых условиях.

© B&B Outdoor
© B&B Outdoor

В первом случае все просто: спланируйте маршрут с расчетом, чтобы каждый день продвигаться от одного интересного населенного пункта к другому, экономя силы и много отдыхая. При этом достаточно лишь заранее проверить доступные места ночевки (отели, хостелы и т.д.), чтобы поезка прошла без неожиданностей.

Если вы хотите преодолевать за день по 200-300 км, лишь периодически делая «выходной» для знакомства с отдельными городами, а ночевка в чистом поле входит в ваши планы – тогда можно особо и не усердствовать над прокладкой оптимального пути. Главное, чтобы дороги были нормальные, погода позволяла, а груз не сильно доставлял неудобства. Ведь в таком случае вам придется брать с собой еще и палатку, другие походные принадлежности, а также периодически пополнять запасы.

© Pixabay
© Pixabay

Распределение времени и нагрузок

Перед поездкой однозначно стоит проверить свои силы и возможности велосипеда. Устройте заезд километров так на 100, взяв с собой снаряжение, чтобы оценить, как оно будет – в дальней дороге. Сформировав впечатление, внесите коррективы, чтобы определить, с какой скоростью вам комфортно передвигаться, не подвергаясь перегрузкам, не избыточен ли вес багажа, нужно ли что-то исправить и т.д.

Не стоит гнать первый день сразу несколько сотен километров, если вы так еще не делали. Может оказаться, что на следующий день будет не очень хорошо, силы покинут вас на определенный период. Поэтому плавно увеличивайте нагрузки, оценивайте свои возможности в деле, и уже по ходу путешествия вносите коррективы: возможно, в какой-то день стоит изменить планы и увеличить пробег, а в какой-то – наоборот, отдохнуть, устроить разгрузочный день.

© Efix's Ride Sardinia
© Efix's Ride Sardinia

Первые 15-20 км в день уходят на «прогрев» мышц, поэтому не стоит на этой дистанции выкладываться на всю. Двигайтесь в комфортном темпе, а только потом, как «втянетесь», определяйте, нужно напрячься и ускориться, или же немного расслабиться и убавить ходу. Ведь умеренные нагрузки организму полезны, а перегрузки – наоборот, вредны. Только прислушиваясь к своему телу, можно добиться максимального удовольствия от дальнего вояжа.

Заключение

Это только базовые рекомендации для тех, кто хочет отправиться в очень дальний путь на велосипеде, но не знает, с чего начать. Новичкам, никогда не ездившим даже несколько десятков километров, стоит для начала месяц-другой поездить по 30-50 км ежедневно или через день, чтобы и форму набрать, и байк изучить, выявить все его плюсы и минусы, и только потом планировать дальний заезд.

После того, как я организую свой заезд в этом сезоне, сформирую свои впечатления, о чем точно будут материалы – вполне возможно уточнение каких-то нюансов.