Анастасия Пашкевич
©

Apple — не лучший пример при создании стартапа

Самая дорогая компания в мире — исключение почти из каждого правила. То, что делает Apple, сложно повторить новичкам. Почему — объясняет Хадже Ян Кампс, руководитель проекта в венчурной компании Bolt, ориентированной на аппаратные стартапы и технологии, а по совместительству автор ресурса TechCrunch.

Кампс рассказывает, что придя на первую встречу с дизайнером упаковки, сперва обрадовал ее тем, что конкретно знает чего хочет. Но увидев, что он кладет на стол упаковку от своего нового iPhone, та тяжело вздохнула:

Если вы хотите, чтобы ваша упаковка выглядела и ощущалась как у Apple, вам придется увеличить ее себестоимость в десять раз.

Упаковка является лишь одним из массы примеров, почему Apple почти во всех отношениях выделяется на фоне остальных брендов. Другими словами, использование компании из Купертино в качестве шаблона для создания стартапа — не самая лучшая идея.

Производственные ограничения, будь они неладны

Apple необычна во многих отношениях, но ничто так не отличает ее от любого hardware-стартапа, как денежные резервы. Компания сидит на куче денег в четверть триллиона долларов, что в двадцать тысяч раз больше, чем средства даже самой обеспеченной в мире компании-новичка. Иметь на черный день фонд размера национального бюджета означает, что вы можете требовать определенные вещи. К примеру, производители чипсета будут прыгать выше своей головы, чтобы сделать для Apple возможным то, что они не сделали бы ни для кого другого.

В Apple дизайн является движущей силой, а проектирование и производство полностью под него подстраиваются. На практике это означает, что дизайнеры Apple делают выбор, который никто другой не смог бы сделать.

Источник: TechCrunch
Источник: TechCrunch

Например, при разработке нового Macbook Pro в цельнометаллическом корпусе специалисты Apple придумали очень специфический дизайн. В любой другой компании команда-разработчик, скорее всего, сказала бы, что то, что они хотят сделать, невозможно. А производство бы добавило, что единственный способ выполнить задуманное — это использовать фрезерный станок ​​с ЧПУ. Но это, опять таки, нереально, так как в глобальных масштабах понадобятся тысячи единиц оборудования.

Но для Apple, с ее горой денег, это, оказывается, не преграда. Если дизайнеры хотят чего-то, у них это будет, даже если для обеспечения производства понадобится приобрести 10 000 фрезерных станков с ЧПУ или всю продукцию производителя машин для лазерного сверления, а затем и саму компанию.

Ни один другой производитель даже не подумал бы так поступить — это слишком крутое решение простой проблемы.

Фото: TechCrunch
Фото: TechCrunch

Другой пример — Apple iPhone X. Дизайнеры хотели, чтобы экран был полностью рабочим от верхнего до нижнего края дисплея. В таком случае возникает проблема: где-то должен подключаться контроллер. И команда инженеров Apple придумала гениальное решение: вместо жесткой OLED-панели они использовали гибкую. Не потому, что хотели, чтобы сам дисплей был изогнут, а в качестве технической функции, чтобы скрыть контроллер дисплея. Ни один другой производитель даже не подумал бы об этом. Но если вы сидите на бесконечных денежных средствах и не имеете производственных ограничений, почему бы нет.

Стартап маловероятно будет изобретать колесо с нуля. Скорее, его создатели, захотят сделать обратное. Apple же делает все, что угодно, не ограничивая себя в новаторстве. Из этого Кампс делает вывод: после того, как у вас появится самая большая в мире финансовая подушка, вы можете делать то же самое. До тех пор гораздо дешевле и проще использовать готовые компоненты и минимум заказных частей, чтобы как можно быстрее выводить ваш продукт на рынок.

Секретность не очень хороша для совместной работы

Опасаясь, что конкуренты, пресса или общественность раскроют что-либо раньше времени, Apple работает в глубокой секретности.

Степень этого подхода поражает: менеджер, стоящий над инженерами, иногда может не знать, над чем работают его непосредственные подчиненные. Если вы работаете над ОС следующего поколения, то не увидите аппаратное обеспечение, на котором оно работает, до поставки продукта. Если трудитесь над аппаратным обеспечением, также есть шанс, что вы не увидите как на нем работает ПО, пока товар не попадет в магазины.

Эта секретность на руку Apple из-за шустрых последователей, которые пытаются копировать ее инновации. То, что компания тяготеет к скрытности является полезным оружием в борьбе с промышленным шпионажем и помогает ей одерживать верх над конкурентами. В этой стратегии также может быть элемент удержания персонала: если найм инженера Apple — неэффективный способ узнать, что делает Apple, возможно, конкуренты с меньшей вероятностью будут переманивать их сотрудников.

Фото: TechCrunch
Фото: TechCrunch

Впрочем, хотя таинственность может звучать интригующе, для стартапа это абсолютно неверный путь. Разделение здесь просто не сработает. Совместный дизайн и более интегрированный аппаратно-программный подход — гораздо более продуктивный способ работы. Фактически, открытость и сотрудничество — это самые большие преимущества, которые стартапы имеют перед более крупными корпорациями. Не стоит терять его, пытаясь быть слишком скрытным.

Но, хотя внутренняя прозрачность — это прекрасно, это не значит, что вы должны делать свои исследования и разработки публичными или постоянно информировать своих клиентов и фолловеров о том, что вы делаете. Пребывание в скрытности извне и поддержание ваших конкурентов в неведении как можно дольше, возможно, было бы разумным. Пример тому Fidget Cube: стартап провел очень успешную кампанию на Kickstarter, но впоследствии был побежден на рынке десятками подражателей.

Логистика следующего уровня

Те, кто недавно заказали новый MacBook от Apple, скорее всего, видели уведомление о доставке с адресом отправки из Китая, и посылка, вероятно, прибыла менее чем за неделю. Дропшиппинг — доставка напрямую с завода — дает Apple огромную гибкость в своих логистических операциях и фантастический опыт работы с клиентами. Масштаб, с которым работает Apple, является мечтой основателей стартапа: у большинства из них нет такой роскоши, как доставка шести миллионов единиц на протяжении выходных Черной пятницы или продажа всего запаса смартфона стоимостью $1000 в день запуска продукта.

Фото: TechCrunch
Фото: TechCrunch

Эффект масштаба Apple настолько велик, что она, по сути, может диктовать свои условия логистическим компаниям. Любая фирма, отправляющая миллионы посылок в месяц, сможет договориться с FedEx, DHL и другими курьерскими фирмами. Стартап же, отправляющий десятки или единицы товара, имеет мало рычагов в переговорах.

Apple разработала свои логистические операции, которые оптимизированы для доставки в любую точку мира, независимо от того, кастомизированы заказанные предметы или нет. Это ошеломительно, учитывая почти бесконечное количество SKU — артикулов товаров, с которыми работает компания.

Когда стартап переходит из режима разработки к действию, логистика быстро усложняется. Работа с распределительными складами, различными SKU и управлением возвратами достаточно сложна: отправка клиентам напрямую с завода — это очень дорого обходящаяся головная боль, которую лучше всего избегать.

Доставка непосредственно от производителя также влечет за собой проблемы с контролем качества. Что происходит, например, если есть проблема с товарами, которые были доставлены? Если что-то пойдет не так, хотелось бы иметь возможность справиться с проблемой, когда есть 1000 неисправных устройств, лежащих на поддоне на складе, а не когда они находятся в 1000 разных мест по всему миру. Если производители отгружается напрямую, у них может не быть стимула своевременно замечать и разрешать проблемы.

Apple — это другой зверь

Дизайн, логистика, упаковка: всякий раз, когда хочется сделать что-то так же, как у Apple, Кампс советует попробовать найти еще два подобных примера. Если вы не можете найти ни одного, это показатель того, что лучше не замахиваться на эту высоту: Apple живет в одном мире, остальные живут в другом.

Конечно, стоит следить за Apple и тем, как компания расширяет границы возможного. Но при этом иметь в виду, что на данный момент компания — совсем другой зверь, нежели любой стартап, практически по всем возможным параметрам.

По материалам TechCrunch