Как не остаться в горах в свой первый поход (гора Хомяк, Карпаты)

Как и положено крупным неприятностям, мой первый поход в горы начался со слов подруги: «да это лёгонький маршрут, за полдня поднимемся и спустимся». В голове не возникло ни тени сомнения. Чего ж не сходить-то в горы. Вдвоем. Двум девочкам.

Дело было пять лет назад в конце апреля, на улице стояла теплынь – 18 градусов и выше. Подруга предусмотрительно глянула температуру в населенном пункте, рядом с которым начинается восхождение, и, прикинув насколько холоднее на Хомяке (это гора в украинских Карпатах, горная цепь Горганы), подготовила теплые вещи. Чтобы проверить не лежит ли на склоне снег, а он может, мы посмотрели веб-камеры Буковеля. Ничего не увидели, так как делали это, внимание, глубокой ночью (!), и успокоились – май же на носу.

Вы уже предчувствуете халэпу? Это украинское слово более колоритно описывает происходившее далее, нежели «неприятность». Забегая наперед, их оказался целый букет: каждая следующая краше предыдущей.

Халэпа первая: заблудились в трёх ёлках

Первый шаг на тропу, ничего не предвещает беды

Восхождение на Хомяк мы начали в 9 утра. Для меня всё было в новинку: первый шаг на тропу, смереки (так по-украински называются ели с плоскими лапами, читается как «смэрэки»), свежий запах леса, горные ручьи, захватывающие виды.

В радость были даже первые обледенения на нашем пути, с которых можно нечаянно покатиться с обрыва, первый снег, первая речушка и первый камнепад. С обрывами, благо, всё обошлось, а вот следующие три радости сделали наш поход на простенькую горку, достойным сценария фильма. Фильма-халэпы голливудского масштаба.

Та самая первая речка

Когда подруга переводила меня, тепличное растение, боявшееся промочить ноги, через первую речку по камням, я спросила:

— Будут ли еще водные преграды на нашем пути?

— Нее, больше никаких речек, только ручей, по дороге ВДОЛЬ которого мы будем идти обратно, – уверено заявила подруга.

Отметив первый и, как мы наивно посчитали, последний переход через горную реку бутербродами с сыром, и присвоив мне почетное звание «мужиик», мы пошли дальше. Подойдя к огромному камнепаду, нам чегой-то показалось (показалось — это ключевое слово), что метка маршрута стоит на какой-то околостоящей ёлке.

Метка маршрута, выводящего на вершину и на хребет

Плюс на карте было отмечено, что тропа идет через камнепад, и мы решили, что это он самый. Но сюрпрайз: камнепад есть, а тропы нет.

Наши светлые головы решили залезть на верхушку склона, усеянного подвижной каменной россыпью, прикрытой мхом, – может там тропа. Но, добравшись до верха, мы уперлись в лес.

На сём оптимизм не иссяк: девочки полезли искать дорогу в смереки, и, так как склон становился все более крутым, а тропы все не было, в итоге вернулись на верхушку камнепада.

В этот момент я почувствовала себя отцом Федором из «12 стульев», который просил снять его со скалы.

Тут пришла шикарная идея: вернуться к прошлой метке. Помогло. Оказалось, что под этим камнепадом тропинка заворачивала за деревья. Обозначенный на карте камнепад находился чуть дальше, и по нему не нужно было лезть – на нем была нормальная выступающая тропа.

В блуждании по склону был огромный плюс: с верхней его точки открывались прекрасные пейзажи. Но проблема была в том, что мы потеряли время.

Халэпа вторая: в снегу по самое не могу

Скушав сникерс мы радостно продолжили путь, но что-то как-то снега начало прибавляться. Слегка присыпанные снежком тропы перешли в снег по щиколотку, кожаные ботинки больше не успевали высыхать. Но дальше больше: из снега торчали верхушки елей, нога стала проваливаться в плотную белую массу по середину бедра.

Подо мной метр снега, рядом — верхушки небольших ёлок

На поверхности были следы людей, но по покрывшей их корке стало ясно, что проходили они здесь пару дней назад. Мы, две девчонки, были на Хомяке одни, по попу в снегу, время за полдень а до вершины еще пилить, и пилить.

Так как подруга отслеживала наше продвижение по карте, используя GPS, я постоянно спрашивала: «а сколько еще метров?». И она говорила мне какую-то мотивирующую цифру, показывающую, что немного. Но, как вы понимаете, проваливаясь в снег через каждые несколько шагов, быстро продвигаться не получалось.

Выйдя на поляну, с которой начинается финальный отрезок пути до вершины, мы радовались как дети. Вытряхивали из всех мест снег, плясали вокруг указателей.

Но 1) время тикает, 2) звонит парень подруги и говорит забыть про вершину: нужно срочно уходить с поляны и начинать спуск, так как через 10-15 минут начнется шквальный ветер. И нужно принимать решение: спускаться по тому же пути, что поднимались, или идти на полонину (пологое плато, луг в горах) и возвращаться, как запланировано вдоль ручья.

Первый вариант мы отмели, так как время поджимало, возвращаться по снегу не хотелось, и закрытого места остановиться на обед по пути не было. Решили идти по южному склону, надеясь, что там меньше снега, с заходом в колыбу (домик пастухов, который часто используют туристы) на полонине, чтобы перекусить.

Вид с полонины на вершину Хомяк
Вид с полонины на соседнюю вершину Синяк

Южная сторона действительно оказалась менее снежной, но здесь снег активно таял: тропу перемежали многочисленные ручьи, сделавшие наши мокрые ноги еще более мокрыми. А и ладно, зато как красиво в этих местах под солнечными лучами!

В колыбу, в которой изрядно насвинячили туристы, мы пришли часа в 4. Там нас ожидало райское наслаждение: присесть и переодеть мокрые носки (как потом оказалось, можно было и не переодевать). И самые вкусные в мире бутерброды с сардинкой – вкуснее я никогда не ела.

Спускаемся в пустующую колыбу

Халэпа третья, главная: чуть не остались в горах

В пять часов мы, как и планировали изначально, отправились вниз от колыбы по ручью. И здесь начался главный подвох: ручей есть, а тропа – увы. Всё дело в том, что подруга спускалась с Хомяка этим путем осенью, когда дорога еще была. Весной ее смыло талой водой и засыпало свежими камнепадами.

И шо нам таки делать? Пойдем назад – не успеем до темноты. Пойдем вперед – неизвестно. Еды больше нет, фонарик не брали – есть только один каремат и «подпопница». Заряд телефонов и планшета садится. Решили идти вперед, надеясь, что дальше найдем дорогу, ахххахаха, наивные.

Природа изменила рельеф таким неудачным для нас образом, что идти по ущелью можно то с одной, то с другой стороны ручья. Изредка попадались кусочки тропы и остатки грунтовой дороги, которым мы безумно радовались. Но радость была недолгой: поворот, и очередной крутой склон, камнепад или скала, по которым нам не пролезть без снаряжения, и нужно переходить на другой берег. Когда было невозможно передвигаться по низу, мы лезли по склону выше и продвигались вперед, цепляясь за камни, деревья, корни и мох, пытаясь не скатиться.

Ручей находится внизу, но передвигаться там невозможно. Идем по верху склона

Тут меня ждал еще один бонус: я вплотную познакомилась со смереками, о которых поется в известной украинской песне.

Разгуляй весенней природы был величествен в своей красоте: хотелось любоваться и впитывать в себя все виды, запахи и звуки. Но шанс незапланированно заночевать в горах и трудности перемещения слегка портили наше любование красотами.

Вначале мы просто перепрыгивали ручеек, потом переходили его по камням, но вскоре ручей превратился в быструю горную реку. Когда толщина потока достигла более полутора метров, и течение усилилось, мы попытались найти самое узкое и самое мелкое место.

Вид на набирающий обороты «ручеек» с уцелевшего куска грунтовой дороги. Одно из редких пологих мест

Дальше фотографий не будет, потому что стало совсем не до фотосъемки.

На берегу валялась деревянная колода, которая могла бы послужить нам мостиком. Две дивчины с трудом подняли деревину, чуть не надорвавшись, бросили ее в поток, и он унес ее как спичку. Но юные туристы и тут не растерялись: мы нашли толстые палки, и начали искать брод. Пришлось переходить несущийся с Хомяка ледяной поток, сбивающий с ног, как есть, по воде.

Не забывайте, что время-то идет, мы в ущелье, холодает и темнеет. Река увеличивается в ширине, становится глубже и порожистее. В одном месте поток разошелся на два рукава с островком посредине, оба ниспадали вниз водопадами. Чтобы идти дальше, нужно снова попасть на другой берег — пришло время для очередного подвига.

К счастью, в водопадах купаться не пришлось: через оба потока были повалены огромные деревья. Человек ли или стихия вывернул этих гигантов с корнем, но спасибо: повалило их как раз в нужном месте. Цепляясь за всё, что можно, мы переползли по ним над потоками, что было страшно: одно неверное движение, и ты падаешь в воду неизвестной глубины на камни.

Дальше пришлось снова идти по дну реки. После восьмого такого перехода мы сбились со счету сколько раз это происходило, начали привыкать к ледяной воде и перестали выбрасывать палки.

Кроме первого захода в поток и водопадов, ярче всего запомнился наш последний брод. Река уже не просто расширилась: она переросла в небольшое озеро. На нашем берегу скалы, на противоположном берегу скалы. Единственное место куда можно перейти находится наискось, и нужно идти не зная дна через большую площадь воды. К счастью, мы преодолели и это препятствие.

В тот момент не просто смеркалось, до темноты оставались считанные минуты. Пройдя немного, мы наткнулись на очередной кусок дороги и увидели просвет между деревьями. Не хотелось очередной раз себя напрасно обнадеживать, но еще немного, и мы вышли из ущелья! За нами в буквальном смысле захлопнулась темнота.

Такого счастья от созерцания загонов для скота, домиков и трассы вдалеке, я никогда не испытывала. Мы благодарили Бога и друг друга за этот хэппи-энд, и скакали по поляне с теми самыми палками, которыми щупали брод.

Всё это время с нами на связи был парень подруги. Уже за несколько часов до нашего эпичного выхода из лесу, он понял, что дело пахнет жареным, нашел друзей с машиной, схватил сухие вещи, сникерсы и коньяк, и выехал за нами из соседнего города. Так что часа через пол мы были переодеты и мчали домой по ночной трассе.

Этот незабываемый день стал одним из самых удивительных воспоминаний моей жизни! Это было испытание нашей дружбы, которое мы прошли с успехом, не раскисая и поддерживая друг друга. Как говорится, подругу «в горы тяни, рискни». И испытание меня. Девочка, отчаянно боящаяся высоты и промочить ноги, прошла в этот день курс выживания.

Кто-то скажет: чего тут такого, полторы тысячи, еще и не дошли до конца маршрута. Вот если бы хоть Эльбрус или Казбек. Но для меня это было мощно. И бывалые туристы пребывали в шоке от того, в какую передрягу неумеючи можно попасть на простейшем маршруте. После возвращения я несколько дней ревела, слушая «Вершину» Высоцкого и Квитку Цисык «Я піду в далекі гори». Не знаю почему. Не от печали. Не от радости. От избытка эмоций.

И итог всему: раз всё закончилось хорошо, значит это не халэпа, а приключение, которым я горда.

Уроки из этой истории

• Ночью бесполезно смотреть трансляцию с веб-камер, выходящих на горные вершины.
  • Почти майская теплынь не означает, что в горах не будет снега. На том же Хомяке он лежит до начала мая. Для туриста это может обернуться рядом проблем: от нашего медленного передвижения в снегу по самое не могу до более печального снег башка попадет. Возможно схождение лавин или обвал карнизов. В марте 2010 года на этой вершине под лавиной погиб сноубордист. И, как я уже потом узнала, в связи с этим в данной зоне спасатели не рекомендуют пешие походы до 15 мая. Так что побольше узнайте про обстановку, прежде чем идти в далёкие горы.
  • Вершина, на которую в хорошую погоду ходят беременные и дети, остается горой со своими опасностями. На том же Хомяке склоны усеяны каменными осыпями: голыми и прикрытыми мхом. Местами поверх еще и лежит снег. Как вы понимаете, это не самое надежное основание для шага: под ногой все ходит, нужно ступать очень осторожно. Это на случай, если вдруг не окажется тропы и вы полезете куда-то как мы. И поэтому от маршрута лучше не отклоняться.
  • Как ясно из предыдущего пункта, порода имеет свойство обваливаться. При нас, благо, ничего не сыпалось, но в ущелье мы видели несколько свежих камнепадов. Судя по вырванным с корнем и отколовшимся вместе с камнями деревьям, это были последствия недавней стихии. Поэтому, прежде, чем идти на горку, уточните погоду – мало ли что. Нам повезло, что не было дождя и ветра.
  • Метки часто наносят так, чтобы следующая была видна с места, где стоит предыдущая. Поэтому, если вы потеряли метку маршрута, возвращайтесь к последней и внимательнее смотрите.
  • Если тропа в горах существовала осенью, не факт, что она останется весной. Природа изменчива, карта местности может не соответствовать натуре.

Ходите в горы — это неописуемое удовольствие! И приходите обратно ;)

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.