Анастасия Пашкевич
©

Как писать лонгриды, которые будут читать на одном дыхании

Как писать лонгриды, которые будут читать на одном дыхании
© Rawpixel/ Unsplash

И вообще, как писать любые тексты, будь то на тысячу или на 32 тысячи знаков, чтобы их с удовольствием читали и дочитывали. Об этом в рамках своего выступления рассказывала Марина Войтович, спикер онлайн-конференции «ДавайПиши».


Марина — ведущая и соавтор курсов по журналистике для бизнеса в bigtomorrow.ru, а также автор и редактор агентства коммерческих лонгридов tellastory.ru. Показатели ее статей таковы, что примерно 15-17 минут пользователь тратит на текст и 83-87% пришедших на страницу дочитывают материал до конца. А это «простыни» не меньше 20-22 тысяч знаков. Впечатляет, не правда ли?

По ее словам, секрет в ориентире на читателя, разнообразии форм и фактур, лайфхаках удерживания внимания и проработке структуры. И это лучшее от лонгридов, что можно внедрить в работу с любым текстом.

# Писать для читателя

Когда человек читает ваш текст взахлеб, когда он хочет еще и еще — вот это круто, а не то, что в техзадании заказчик указал, что нельзя использовать слово «яркие босоножки».

Марина обратила внимание на главную проблему авторов: они сосредотачиваются на техзадании клиента, упуская пользу и интерес для читателя. Но успех текста и его влияние определяется, прежде всего, тем, прочитают его или нет. Читатель — главный наш клиент, и нам надо отталкиваться от его потребностей.

Для того, чтобы это делать, автору важно самому отчетливо понимать, что именно он вкладывает в лонгрид, какую пользу для читателя.

© Daniel Cañibano/ Unsplash
© Daniel Cañibano/ Unsplash

В тексте может быть разное наполнение.

  • Информация и эмоции.
  • Смыслы и взаимосвязи — новый для человека взгляд на привычные вещи, развенчание стереотипов.
  • Ценности — текст, формирующий ценности человека, заставляющий задуматься о том, чего в его системе ценностей до этого не было.
  • Мудрость — сложно доносимая при помощи метафор, сравнений, притч и некоторых приемов сторителлинга вещь. То, что человек не поймет, расскажи ему просто на словах, но поймет через притчу, легенду.
  • Мастерство.

Спикер советует в следующий раз при написании лонгрида подумать о том, что, кроме стандартных компонентов — информации и эмоций, вы еще в него вкладываете.

# Менять фактуру

Задача автора — привлечь и удерживать внимание читателя. Лайфхак от Марины Войтович, что для этого делать:

Периодически встряхивать его, менять взятый тон, линию повествования. Монотонную аналитичность — на живую историю. Эмоции жизненной истории — на прагматику инструкции.

Внимание человека не бесконечно, и монотонный однородный текст он дочитает только усилием воли, если очень замотивирован. Но можно управлять вниманием читателя, если писать так, что ему будет легко продвигаться дальше. Для этого нужно использовать разнородную фактуру, миксовать в лонгриде разные жанры.

© Juliana Malta/ Unsplash
© Juliana Malta/ Unsplash
  1. Разбавляйте основу текста противоположной фактурой. Если вы пишете аналитическую статью, вставляйте кусочки цитат из разговоров, шутки, примеры. Если сочиняете историю, делайте паузы в динамичном тексте чем-то очень прикладным и понятным, например, инструкцией.
  2. Когда вы сами читаете свой собственный текст, нужно отловить момент, где ваше внимание стало рассеиваться. Где вы стали уставать. Значит, в данном месте нужно облегчить фактуру текста.

Это даст читателю отдых, позволит вдохнуть-выдохнуть и продолжить читать дальше.

# Добавлять людей

Именно люди в тексте приковывают внимание. Если в вашем тексте есть люди, у вас больше шансов на то, что текст будет жить.

Первый способ сделать, чтобы в лонгриде был человек — это использовать цитату, диалог или личную историю автора, создателя, руководителя. Как только мы ввели живого человека, как только кто-то в тексте сказал «да я сам вообще...», внимание читателя к этому месту приковано.

© Brooke Cagle/ Unsplash
© Brooke Cagle/ Unsplash

Второй способ — дать читателю его место в тексте. Предположить, кто может сейчас вас читать. И попробовать заставить его переложить то, что он читает, на себя самого. «Например, вы… И вот вы думаете… И тут вы чувствуете, что...». Лонгрид сразу оживает, вовлеченность в чтение увеличивается.

# Продумывать структуру

Структура в тексте — это не маркированные и нумерованные списки, а продуманная логика, по которой ваш текст написан. Чем больше вы прорабатываете структуру, тем круче вы пишете.

Структура — это всегда ваше допущение о том, что будет интересно читателю. Сначала, увидев заголовок, он подумает вот об этом, а потом — об этом, а потом он перейдет к фиолетовому, а после фиолетового вспомнит о красном. Если текст построен в согласии с логикой читателя, предвосхищая его вопросы, читать лонгрид ему будет легко.

© Joshua Stannard/ Unsplash
© Joshua Stannard/ Unsplash

Ясность текста для читателя начинается с заголовка. Важно в самом начале обозначить, о чем статья: он должен прочитать одну фразу и понять, что его ждет.

Для автора Марина предлагает нестандартный подход к заголовку: обязательно придумать черновой его вариант прежде, чем сесть за лонгрид.

Правда в том, что если вы сами не поняли, о чем конкретно ваш текст и как вы собираетесь сейчас тему подать, вы не сможете написать заголовок. Таким образом, заголовок служит маркером: готовы вы писать текст или не готовы. Если вы не можете придумать заголовок для своего текста, то не садитесь пока писать.

Будь вы штатный журналист, копирайтер или человек, развивающий свой бизнес, Марина Войтович советует выбрать из ее советов три полезных приема и внедрить их в свой блог.