Олика Янат

Правила для писателей – это мифы

Из каждого правила, как известно, существуют исключения. Каким рекомендациям по написанию не стоит следовать слепо?

Правила для писателей – это мифы
Во времена Льва Толстого руководств по написанию текстов еще не существовало, по крайней мере, в таком огромном количестве. Что не помешало писателю наваять столько нетленных произведений © thequestion.ru

Мы часто сталкиваемся с так называемыми «правилами» для авторов. Они встречаются во многих статьях, которыми пестрят поисковики. И каждый автор, наверняка, прочёл не одно подобное руководство, стремясь обзавестись полезными навыками, чтобы писать лучше.

Однако давайте на одну минуту остановимся и попробуем проанализировать то, что нам пытаются навязать в качестве бесспорных истин. Каждому известны три базовых правила, мы сталкиваемся с ними каждый день: они передаются из уст в уста и представляют собой своеобразное Евангелие с практическими рекомендациями/дополнениями от того или иного писателя. Мы прислушиваемся к ним, а затем делимся с другими авторами.

Может возникнуть резонный вопрос: «Если эти правила помогли таким знаменитым писателям, как Стивен Кинг или Джоан Роулинг, значит, они должны помочь и мне?».

Ну… на самом деле нет. Каждое из этих «правил» должно восприниматься как совет или подсказка, а не как обязательное руководство к действию.

Миф №1: пиши о том, что знаешь

Да, конечно, следует писать о том, о чем вы знаете: на уровне разума, души или даже… воображения. Но и тут есть нюанс. Не обязательно голодать в блокадном Ленинграде, чтобы осознать весь страх и ужас войны, боль потерь или прочувствовать дух товарищества. Писатель на то и писатель: порой достаточно провести небольшое исследование (дабы не искажать действительно происходившие факты), а затем включить свой разум, сердце и воображение. После этого можно описать все события максимально честно и красноречиво.

Пиши о том, что хорошо знаешь? Рэй Брэдбери с вами бы не согласился, как и другие писатели-фантасты © Chicago Tribune
Пиши о том, что хорошо знаешь? Рэй Брэдбери с вами бы не согласился, как и другие писатели-фантасты © Chicago Tribune

Если вы пишете о воображаемых странах, инопланетных существах, магах и волшебниках, то кто может знать об этом лучше, чем вы сами? Но разве для этого вы приобретали какие-то специфические знания? Думаю, Джордж Мартин и сам не знает, куда заведет его следующая глава, но разве от этого «Игра престолов» стала менее популярной? Отнюдь.

Не работает это правило и в том случае, когда вы только начинаете разбираться в теме, и хотели бы делать это вместе со своими читателями. Научные статьи читают не только ученые, и простому обывателю может быть сложно понять сухой исследовательский текст. Вы можете не быть экспертом в какой-либо области, но если ваше стремление – познать и изучить её, то никто не мешает вам писать об этом.

Миф №2: пиши каждый день

Это правило стоит пересмотреть хотя бы по той причине, что каждый из нас в своей жизни должен ориентироваться на текущие обстоятельства. Особенно это касается женщин-авторов, пишущих дома, – им регулярно приходится сталкиваться с бытовыми вопросами и воспитанием детей.

Иногда мужчины бывают особенно милыми. Я обожаю те моменты, когда писатель-мужчина говорит, что дома он просто закрывает дверь в свою студию и пишет. И он научил свою семью уважать эту закрытую дверь и не отвлекать его. Не поймите меня неправильно – я люблю мужчин. Но всё, что я думаю, когда слышу подобные высказывания от своих коллег: «Он никогда не был мамой». Я до сих пор помню то время, когда принять ванну в одиночестве было настоящим счастьем. Я могла сделать это только вечером, когда дети спали.
Или другой пример. Один молодой человек, с которым у меня были отношения в далеком прошлом, часто говорил мне, как он ценит мой талант и гордится им. Он приносил мне свежий кофе, целовал меня и спрашивал, как продвигается работа. Он предлагал прочитать мне некоторые отрывки из моих текстов вслух, чтобы я услышала, как они звучат. Все это было очень мило, но на самом деле мешало мне писать. И после третьего заботливого «визита» за час мне просто хотелось, чтобы он наконец-то перестал мешать, и я смогла заняться делом, – пишет блогер Elle Fredine в The Writing Cooperative.
Доподлинно неизвестно, кто мешал писать Достоевскому, но он пол-жизни проработал в долг, и постоянно опаздывал со сдачей глав в издательство © Гравюра на дереве В.А. Фаворского, 1929
Доподлинно неизвестно, кто мешал писать Достоевскому, но он пол-жизни проработал в долг, и постоянно опаздывал со сдачей глав в издательство © Гравюра на дереве В.А. Фаворского, 1929

Некоторые авторы могут позволить себе самостоятельно распоряжаться своим временем. У них нет супруга/супруги и маленьких детей, которые постоянно требуют внимания и отвлекают от письма. Однако если вам все еще приходится вписывать работу писателя в свой повседневный график с учетом всех обстоятельств, писать каждый день вряд ли получится. Значит ли это, что стоит поставить крест на написании? Ни в коем случае!

Здесь можно сделать следующий вывод: ни в коем случае не отказывайтесь от писательской деятельности полностью. Нельзя позволить обстоятельствам остановить вас. Просто пишите тогда, когда получается.

Миф №3: «убей своё детище»

Родоначальником этого правила считается знаменитый мастер ужаса Стивен Кинг, который когда-то сказал, что писатель должен быть готов убрать из текста все, что не подходит, без сожаления.

«Убей своё детище» – любимое правило Николая Васильевича Гоголя, который сжег второй том «Мертвых душ», значительно облегчив участь всех школьников © Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ», картина художника А.Л. Москаленко, 1987
«Убей своё детище» – любимое правило Николая Васильевича Гоголя, который сжег второй том «Мертвых душ», значительно облегчив участь всех школьников © Гоголь сжигает второй том «Мертвых душ», картина художника А.Л. Москаленко, 1987

Однако не стоит идти по стопам Гоголя и удалять целые отрывки и главы. Да, их можно вырезать из конкретного текста, а потом вставить в отдельный документ или заметку. То, что идея не подходит для конкретного текста, не значит, что она плоха. Её обязательно стоит попробовать использовать еще раз. Возможно, она не является гениальной, однако может привести к появлению новых потрясающих идей. Но вы никогда не узнаете об этом, если нажмете на клавишу «delete».


Слепое подражание другому человеку, который добился успеха, и секретам его профессионализма чаще всего оказывается пустой тратой времени. Ведь, как известно, что украинцу хорошо, то свинье – смерть. Стоит следовать собственным путем, тестируя то, как одни или другие рекомендации работают в вашем случае.

Это действительно хорошие правила. Однако они не являются истинами, которые нужно выполнять с абсолютной точностью. Особенно это касается тех рекомендаций, которые не подходят конкретно вам или являются трудновыполнимыми.

Это просто подсказки, предложения, маленькие отрывки чужой правды. Некоторые из них могут помочь, а некоторые нет; одни могут направить в нужное русло, а другие – дезориентировать. Каждый из нас проходит свой собственный путь.

Помните об этом! Успехов в творчестве!