Олег Михеев
Фанат VR, гаджетов, хороших видеоигр, книг и фильмов.

Как виртуальная реальность применяется в спорте

Виртуальная реальность затронула многие сферы жизни современного человека, включая образование, маркетинг, игровую индустрию и, конечно же, спорт. О последнем и пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Как VR меняет формат подготовки спортсменов, насколько эффективна технология по сравнению с традиционными тренировками, и каким будет VR-спорт будущего? На все эти вопросы мы и постараемся ответить.

Фото: aivanet.com
Фото: aivanet.com

VR-тренировки

Виртуальная реальность для тренировок военных летчиков использовалась еще в 1980-х годах прошлого века. И пока технология смогла дойти до спортсменов, прошло еще около 30 лет. Активно использовать VR стали в Великобритании, начиная с подготовки к ОИ 2012 г. в Лондоне.

Фото: really.ru
Фото: really.ru

И без вмешательства военных специалистов здесь не обошлось (компания BAE Systems): именно они создали необходимое оборудование и ПО, с помощью которого можно было моделировать в виртуальной реальности места проведения предстоящих соревнований и их детальную обстановку. То есть любой спортсмен мог заранее потренироваться и что называется «привыкнуть» к месту будущей «битвы».

Изначально это оборудование предназначалось для летних видов спорта, но в дальнейшем было модифицировано и для зимних – бобслея, скелетона, горных лыж и т.д.

Данный проект получил название VR-Vantage: британцы использовали его и для подготовки к ОИ 2016 года в Рио. По словам, Саймон Тимсона, директора спортивного агентства Великобритании, VR-опыт позволит спортсменам адаптироваться к новым условиям, избавиться от стресса и показать лучшие результаты.

Фото: www.telegraph.co.uk
Фото: www.telegraph.co.uk

Стоит отметить, что проект VR-Vantage подходит как для обычных атлетов, так и для тренировок параолимпийцев. А насколько эффективно выступила команда Великобритании можно увидеть на скриншоте ниже. Разумеется, утверждать, что все это эффект от VR-тренировок неправильно, но свой вклад они тоже внесли.

Источник: olympteka.ru
Источник: olympteka.ru

Американцы, решив не отставать от соперников, задействовали свою учебную VR-программу тренировок для лыжников, разработанную компанией Strivr. Программа, аналогично вышеописанному проекту VR-Vantage, дает возможность спортсмену прокатиться по будущей трассе много раз, для того чтобы олимпиец запомнил маршрут и его особенности.

Фото: rossaprimavera.ru
Фото: rossaprimavera.ru

В реальности перед началом состязаний спортсменам предлагают прокатиться по трассе не более одного раза. В VR таких ограничений нет – при желании лыжник может выучить любую трассу назубок.

Справедливости ради стоит отметить, что результат у американцев получился весьма скромный: 5 место в медальном зачете по горным лыжам.

Кроме того, американцы используют технологию виртуальной реальности и для тренировок университетских команд по американскому футболу, бейсболу и другим видам спорта. За создание компьютерных симуляций здесь отвечают компании STRIVR и EON Sports. Среди их клиентов – крупнейшие университеты США.

Фото: dev-iq.intel.com
Фото: dev-iq.intel.com

Как утверждают представители STRIVR, у них имеется свыше 50 тысяч различных сценариев для тренировок.

Виртуальная реальность позволяет спортсменам оттачивать свои навыки, не опасаясь ненужных травм. Ознакомиться с новым стадионом, где спортсменам предстоит играть или изучить стратегию противника, с которым команде еще не приходилось сталкиваться – все это стало возможным благодаря VR-технологии.

Фото: growpo.com
Фото: growpo.com

По словам, генерального директора EON Sports Брендана Рейлли, совмещение спорта и виртуальной реальности только начинается и постепенно набирает обороты.

Однако помимо непосредственного внедрения технологии в тренировочный процесс, у нее есть еще множество других применений в спорте, о которых ниже.

Отбор талантов

Проект Mi-Hiepa Scout – это уникальная технология, которая позволяет анализировать статистические данные начинающих спортсменов и выявлять среди них самых талантливых ребят.

Фото: sugarpr.co.uk
Фото: sugarpr.co.uk

По мнению, директора по развитию Mi-Hiepa Адама Дикинсона, разработанная система позволяет объективно оценивать способности юного спортсмена: силу, реакцию, скорость принятия решении и т.д.

Проект уже был протестирован на 640 спортсменах из разных стран и доказал свою эффективность.

Кроме того, одним из направлений Mi-Hiepa Scout является реабилитация после травм. Теперь для того чтобы восстановить свои силы и навык, спортсмену необязательно «выходить на поле». Тренироваться осторожно, снизив риск до минимума, можно используя VR-технологию.

Фото: prolificnorth.co.uk
Фото: prolificnorth.co.uk

Сама система Mi-Hiepa Scout представляет собой комплект, состоящий из HTC Vive, мощного ПК и специальной экипировки, напичканной датчиками, позволяющими отслеживать движения атлета.

Спортивные трансляции

В этой области потенциал виртуальной реальности практически безграничен. Зрители, надев гарнитуру, почти буквально оказываются в гуще событий и наблюдают за игрой «вживую». Кроме того, огромным плюсом технологии является возможность не просто наблюдать за игрой, но и выводить перед глазами детальную информацию о матче, игроках в любой удобный для вас момент.

Фото: fortune.com
Фото: fortune.com

По словам, Уилл Дэнг, руководителя спортивного направления Cisco, VR-технология открывает новые горизонты и приносит спорт-индустрии дополнительную прибыль. Однако он добавляет, что VR, вряд ли сможет полностью заменить стадионы: технология лишь станет полезным подспорьем для тех, кто не может посетить тот или иной матч вживую.

Одним из первых спортивные трансляции в новом формате стали развивать в NBA. Так первый пробный VR-показ матча между «Голден Стэйт» и «Денвером» прошел еще в 2013 году. А в 2017 году технология была использована и в «Формуле 1»: следить за гонкой теперь можно из паддока. Футбол, гольф, хоккей – VR-трансляции постепенно охватывают все больше видов спорта.

Фото: mediasat.info
Фото: mediasat.info

VR-спорт для непрофессионалов

И, пожалуй, самое важное преимущество технологии: виртуальная реальность делает спорт более доступным и привлекательным для любых категорий людей. Многие «ленивцы» всячески избегают занятий спортом и не посещают тренажерный зал по ряду психологических и физиологических причин. Превратить спорт в игру и разнообразить физические упражнения – все это может сделать виртуальная реальность. Приведем несколько убедительных примеров.

Кому-то, возможно, покажется скучным просто упражняться на беговой дорожке. А совершить пробежку на улице мешает погода, недостаточно развитая инфраструктура и другие причины. Достаточно надеть автономную VR-гарнитуру и вот вы уже бежите по берегу морю, продираетесь сквозь джунгли или даже совершаете прогулку по фэнтезийному миру.

Фото: youtube.com
Фото: youtube.com

Для этих целей существует специальное оборудование, например, Virtux Omni – беговая платформа, предназначенная как для спорта, так и для игр в VR.

Или, например, тренажер Icaros, который поддерживает человеческое тело в позиции близкой к полету в вингсьюте. Тренажер имеет различные режимы работы и способен превратить тренировку в незабываемый VR-опыт. Правда заоблачная цена делает оба вышеописанных устройства недоступными для большинства обычных пользователей. Однако, в будущем ситуация изменится, тренажеры подешевеют и любой человек сможет их приобрести.

Еще один интересный проект – это BLACK BOX VR. Он представляет собой систему, состоящую из VR-гарнитуры и синхронизированного с ней тренажера (похожего на один из тех, что используются в спортзалах). А вместо контроллеров здесь имеются ручки спортивной установки, которые отслеживаются в пространстве VR-гарнитурой.

Погрузившись в VR, спортсмен оказывается посреди большой арены, где ему и предстоит «тягать железо». Затем перед ним возникают птицы, от которых он должен отбиваться руками. Чтобы защититься спортсмен швыряет в этих птиц светящиеся шары, одновременно выполняя спортивные упражнения. Каждое движение позволяет выпустить один шар.

Для разнообразия, создатели BLACK BOX VR предложили соревновательный режим: побить свой собственный рекорд или показать лучшие результаты по сравнению с другими тренирующимися – все это очень сильный мотивационный фактор, позволяющий «выжать» из себя максимум на каждой тренировке.

Фото: thisisinsider.com
Фото: thisisinsider.com

Программное обеспечение BLACK BOX VR основано на работе ИИ, который контролирует тренировки, измеряет показатели и позволяет подобрать оптимальную нагрузку для каждого отдельного человека.

В дальнейшем создатели проекта обещают увеличить функциональность своей спортивной установки и добавить новых интерактивных игр. Это позволит сделать тренировки более интересными и яркими, а также привлечь к занятиям спортом заядлых геймеров, позволив последним совместить приятное с полезным.


Из всего этого можно сделать несколько выводов. Во-первых, виртуальная реальность затрагивает абсолютно все сферы жизни и спорт здесь не исключение. Возможно уже через 10 лет мы не сможем представить себе спорт без VR. Тренировки в виртуальной реальности, спортивные трансляции в формате 360 градусов, домашние VR-тренажеры, даже VR-киберспорт – все это уже недалекое будущее.

Фото: appsherald.com
Фото: appsherald.com

Во-вторых, виртуальная реальность поможет превратить тренировки в увлекательную и не надоедающую игру, которая позволит привлечь к занятиям спортом, тех, кому раньше это было неинтересно. А это в свою очередь положительно скажется на оздоровлении любой нации: например, такие распространённые проблемы как гиподинамия, ожирение и сердечно-сосудистые заболевания будут встречаться все реже.

В-третьих, сочетание виртуальной реальности и спорта позволит создать новые «фантастические» виды спорта, принимать участие, в которых сможет практически любой человек.