Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Почему Илья Найшуллер – самый перспективный российский режиссер

Фото: Ovideo.Ru
Фото: Ovideo.Ru

Имя Ильи Найшуллера сейчас знакомо практически всем, кто следит за российским кинематографом. Молодой режиссер, профессионально дебютировавший в команде создателей сериала «Барвиха», повествующего про жизнь юных «мажоров», стал известен вовсе не благодаря этому проекту. О его рок-группе «Biting Elbows», основанной 10 лет назад, тоже долгое время знала весьма ограниченная аудитория поклонников.

Настоящая известность пришла к Илье Найшуллеру позже, в 2013 году, когда вышел клип на песню Bad Motherfucker. Видео, представляющее собой боевик, снятый в стиле FPV, не могло похвастать выдающейся операторской работой или изысканным сюжетом, но привлекло широкую аудиторию. За первые 10 дней после выхода оно собрало 10 млн просмотров на YouTube, а состоянием на февраль 2018 его просмотрели почти 40 млн раз.

За 5 лет, прошедших с момента выхода клипа, Илья совершенствовал свое мастерство и развивал талант, и в настоящее время он явно является одним из самых интересных отечественных режиссеров. Я же хочу привести несколько аргументов в пользу того, почему Найшуллер – самый перспективный российский режиссер.

Слабая конкуренция

Начать стоит с того, что я не собираюсь превозносить Илью Найшуллера и возводить его в ранг звезд кинематографа всех времен и народов. Ему есть куда расти и развиваться, но учитывая нынешнее положение российского кинематографа, найти кого-то, кто был бы однозначно лучше, сложно. Серьезно, не считать же перспективным престарелого Михалкова (при всех его былых достижениях)?

Среди молодых коллег Ильи, занятых созданием массового кино, более интересного режиссера найти сложно. Условный Сарик Андреасян знаменит разве что простыми (если не сказать «примитивными») комедиями со своеобразным и пошлым юмором, да «Защитниками», рекламируемыми как крутой блокбастер, а на деле неприятно удивляющими обилием явных заимствований и местами ужасной работой над графикой. От людей, снимающих подобные фильмы, чего-то большего явно не ожидаешь, и стать персонами мирового масштаба у них шансов нет.

Илью Найшуллера тоже нельзя похвалить за новизну сюжетных идей и абсолютную уникальность создаваемых продуктов, есть в них и вторичные элементы. Однако ему свойственно то, что отсутствует у других, а именно смелость и стремление к новизне. Возможно, киноведы скажут мне, что среди режиссеров, снимающих кино для «избранной» аудитории, есть кто-то гораздо более талантливый, но эта область кинематографа в России развита совсем слабо. И трудно не согласиться с тезисом, что отечественных Джима Джармуша или братьев Коэнов мы дождемся нескоро.

Стремление к новизне и экспериментам

Это – один из главных аргументов в пользу того, что я считаю Илью Найшуллера перспективным очень режиссером. Жорж Польти больше 100 лет назад сказал, что все драматические произведения ограничены 36 сюжетами, с чем можно согласиться хотя бы частично. Поэтому чем больше развивается кино – тем сложнее его создателям находить что-то новое. И Илья стремится к этому, если не в плане поиска абсолютно новых элементов в сюжете, то в плане подачи материала.

Никак нельзя отрицать того факта, что «Хардкор» стал первым в мире полнометражным художественным фильмом, снятым в жанре FPV. Можно обвинять его в простоте сюжета и отсутствии каких-то революционных идей, ругать официальный комикс, призванный пролить больше света на происхождение «главзлодея» Акана (это вообще вещь, о знакомстве с которой я сожалею), но нельзя отбрасывать тот факт, что Найшуллер был первым в данном жанре. В эпоху, когда средства виртуальной реальности набирают популярность, сама попытка освоить жанр FPV заслуживает большого уважения.

Умение работать с ограниченными ресурсами

Голливуд снимает качественные и популярные фильмы не только потому, что там работают талантливейшие специалисты, но и благодаря наличию больших бюджетов. Имея доступ к крупным инвесторам, делать хорошее кино гораздо проще. По крайней мере, шанс, что невыдающийся режиссер снимет качественный фильм, имея 100 млн долларов, гораздо выше, чем вероятность создания шедевра человеком, имеющим на руках 100 млн рублей. А Илья Найшуллер как раз способен, будучи ограниченным в финансах, снимать достойно.

Можно вспоминать, что в мировом прокате фильм «Хардкор» не принес прибылей, но тут скорее стоит упрекнуть американских продюссеров, которые недостаточно хорошо поработали над продвижением, чем ругать режиссера. Ведь Илья Найшуллер снял его, располагая бюджетом в $2 млн, и не все деньги были доступны ему сразу. Сами съемки велись на камеру GoPro Hero 3, но при этом нельзя сказать, что картинка плохая по качеству и уступает профессиональным камерам из Голливуда настолько, насколько эти камеры отличаются в цене.

Талант и фантазия

Талант и богатая фантазия являются обязательными атрибутами хорошего режиссера. Диплом об окончании режиссерского факультета ВГИК может не стоить ничего, если у человека нет природного таланта, а при его наличии творить шедевры даже без профильного образования. У Найшуллера нет оконченного высшего образования, а вот художественные способности явно имеются.

Несмотря на кажущуюся вторичность идей в «Хардкоре» (тема киборгов давно избита, идея с контролируемыми клонами-аватарами тоже не нова, а сам сюжет фильма типичен для сотен боевиков), органично объединить все это в сюжете, приносящем что-то новое, тоже нужно уметь. Высказывания Ильи о создании клипа на песню «Кольщик» для группы «Ленинград» тоже подтверждают наличие у него таланта.

Когда изначально я стал думать об этом пи..е в цирке (а задача от Шнура была придумать пи...ц в цирке), я примерно представлял, что должно быть, чем закончится, я понял, что самое интересное и красивое будет не снять, как все разваливается и как все будут погибать, а с чего все началось.

Как и в случае с «Хардкором», сам клип вроде не является чем-то новым и революционным, сюжетная концепция знакома многим, но сама реализация идеи режиссером впечатляет. Простой прием «обратной съемки» использован очень удачно, в результате и спецэффекты, и каскадерская работа, и общая картинка смотрятся заметно круче, чем при просмотре ролика в «правильном» порядке. А суть мастерства как раз и заключается не в способности создавать что-то с помощью совершенно новых средств, а в умении правильно использовать имеющиеся инструменты для достижения наилучшего результата.

В клипе Шнурова режиссер решил показать «эффект бабочки», продемонстрировав, как простой мыльный пузырь может породить настоящий хаос, именно с помощью «обратной съемки», и у него это получилось более чем удачно. Можно сердиться, что «Ленинград уже не торт», а происходящее на экране слабо коррелирует с текстом песни (которая очень похожа на «Экспонат»), но к Найшуллеру как режиссеру клипа претензий быть не должно.

Качественную работу Ильи Найшуллера над клипом отметили не только поклонники творчества Шнура. На фестивале «Каннские львы» осенью 2017 года он получил серебряную награду «Entertainment for Music», а чуть позже получил премию UK Music Video Awards за лучшие визуальные эффекты.

Краткость и красноречивость

Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Совершенство – это не когда нечего добавить, а когда нечего убрать», и некоторые работы Найшуллера вполне соответствуют этому правилу. Тут опять стоит вспомнить клип для «Ленинграда», в этот раз на песню «Вояж». Критики (как профессиональные, так и простые люди), даже не находя ничего в самой песне (которая опять слабо связана с сюжетом видео), в основной массе высоко оценили режиссерскую постановку.

Фото: Ленинград - Вояж
Фото: Ленинград - Вояж

В «Вояже» Илья смог сделать то, что по словам автора одного из отзывов:

Я был удивлен, как смогли в 5 минут впихнуть историю, которую некоторые (все) наши режиссеры-киноделы не могут нормально подать за 2 часа.

И действительно, в 5 минутах хронометража клипа Илья Найшуллер смог воспроизвести сюжетную линию, которую другим не всегда удается раскрыть и за полтора-два часа полнометражки. В ролике нет ничего лишнего, а ход истории понятен и не требует пояснений. Его можно считать совершенным даже без музыки: если бы происходящее на видео сопровождала совершенно другая песня, произведение все равно смотрелось бы закончено и органично.

Умение режиссера быть одновременно кратким и красноречивым тоже является показателем уровня и способностей, так что это еще один весомый аргумент в пользу перспективности Ильи Найшуллера.

Заключение

Пока что рано говорить об Илье Найшуллере, как режиссере мирового уровня, входящем в категорию «мэтров». Но он демонстрирует, что движется в верном направлении, а в его работах прослеживается прогресс как в плане творчества, так и технической составляющей. Он демонстрирует, что обладает талантом и способен развиваться.

Пока что остается пожелать Илье творческих успехов и надеяться, что в будущем он еще заявит о себе на весь мир, но он явно очень перспективен. По крайней мере, вероятность, что о творениях Найшуллера в будущем широко заговорят за пределами России, больше, чем шанс, что мирового признания достигнет кто-то другой из ныне работающих российских режиссеров. Как минимум в жанре FPV-видео, который со временем будет становиться только популярнее, он уже заявил о себе, но еще не сказал последнего слова и явно порадует в будущем новыми творениями.