Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Delaunay-Belleville – любимый автомобиль последнего императора

Delaunay-Belleville – любимый автомобиль последнего императора
Delaunay-Belleville 1906 года – Википедия

Многим известно, что последний российский император Николай II любил пострелять и ради забавы охотился как на мелкую живность, вроде ворон, так и крупного зверя, например, лося или вепря. Но еще одним царским увлечением стали автомобили. Первоначально император не испытывал особых чувств к самоходным повозкам: увиденный в 1895 году паровой мотоцикл не произвел впечатления на государя. Но позже, когда князь Орлов в 1903 показал самодержцу свой автомобиль и прокатил его, отношение царя Николая к машинам изменилось.

Дневник Николая II за 1905 год содержит несколько записей, упоминающих поездки на авто. В частности, 28 июля царь писал:

Встали до 6. час. хорошим утром. Поехали в Красное Село на моторе кн. Орлова. За нами близко следовали: Мама, Ксения, Ольга и Сандро, Миша, Гейден (деж.) – все на разных автомобилях.

Несмотря на имеющуюся информацию о том, что в 1905 году царский гараж пополнился первым автомобилем, император сам не водил машину (не подобает это царской особе). Роль шофера исполнял упомянутый князь Орлов. По этому поводу царский дневник 1905 года содержит запись:

Чудный день. Сегодня Марии исполнилось 6 лет. Был занят до завтрака, Аликс ездила с детьми к молебну. В 3 часа отправились в Ропшу маленьким пикником. Аликс с детьми и А. А. Олениной в первом автомобиле, я с Соней Ден во втором с Орловым.

Позже, когда машин в гараже стало больше, для управления ими был нанят штат шоферов. К 1907 году в императорском гараже было уже несколько машин, используемых императором и его окружением. Об этом свидетельствует запись в дневнике за 30 марта 1907 года.

Утром погулял. Стоял хороший прохладный день. Принял два доклада и двух представляющихся. Завтракали: Аня и Скалон (деж.). Зашли вдвоем в новое помещение для наших автомобилей, там же находится и мастерская. Колол лед. Обедали. Много занимался.

Сам Николай II не упоминал в дневниках о своих любимых автомобилях, не делал больших записей о поездках. Однако имеются сведения из документов и уст очевидцев, согласно которым в личном пользовании царя было минимум 5 машин, 4 из которых были выпущены французской фирмой Delaunay-Belleville (Делоне-Бельвилль).

Императорский гараж
Императорский гараж

Сохранились и фотографии, на которых император и/или его близкие запечатлены в автомобиле либо возле. А о том, что Николай II был неравнодушен к авто, свидетельствует хотя бы эта запись за 15 мая 1913:

С утра погода испортилась. В 10 час. поехал в Петербург и посетил автомобильную выставку в Михайлов[ском] манеже. Более 140 различных фирм прислали свои машины.

Царские особы и Delaunay-Belleville: подборка фото

Фотографии для галереи получены из различных источников, их исходники хранятся в свободном доступе в Библиотеке Конгресса США и других заведениях. Согласно международному законодательству об охране авторского права, срок защиты авторских прав на произведения искусства составляет 70 лет с даты смерти автора, а потому данные снимки являются общественным достоянием.

Николай II на пассажирском сидении, до 1909
Николай II на пассажирском сидении, до 1909
Царь (сзади) в Delaunay-Belleville SMT, 1908 или 1909
Царь (сзади) в Delaunay-Belleville SMT, 1908 или 1909
Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville 40 л. с., 1909 год
Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville 40 л. с., 1909 год
Царь покидает ипподром в Красном селе на Delaunay Belleville, модели 40 л. с., 1909 год
Царь покидает ипподром в Красном селе на Delaunay Belleville, модели 40 л. с., 1909 год
Николай II на церемонии открытия Музея изъящных искусств, 1912
Николай II на церемонии открытия Музея изъящных искусств, 1912
Николай II подходит к своему Delaunay Belleville, 1913 год
Николай II подходит к своему Delaunay Belleville, 1913 год
Царь, великий князь Николай Николаевич и граф Добринский на фронте, 1914 год
Царь, великий князь Николай Николаевич и граф Добринский на фронте, 1914 год
Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville, 1916 год
Цесаревич Алексей Николаевич в Delaunay-Belleville, 1916 год
Погрузка царского авто на поезд, до 1914 года
Погрузка царского авто на поезд, до 1914 года
Николай II возле машины, 1910-е
Николай II возле машины, 1910-е
Николай II (верхом на лошади) и Delaunay-Belleville
Николай II (верхом на лошади) и Delaunay-Belleville
Автомобиль-снегоход Delaunay-Belleville, созданный царским шофером Адольфом Кегрессом, 1912 год
Автомобиль-снегоход Delaunay-Belleville, созданный царским шофером Адольфом Кегрессом, 1912 год
Император и офицеры, годы Первой Мировой
Император и офицеры, годы Первой Мировой

Как можно заметить на некоторых снимках, капот минимум одной из царских Delaunay-Belleville украшен свастикой. Знак отличается направлением лучей, противоположным нацистскому символу. Естественно, ни о какой поддержке царем нацистских идей речи нет. Исследователи не имеют единого мнения по поводу причины использования этого знака на царском авто, а среди возможных причин называют увлечение императрицы Александры Федоровны оккультизмом.

Как известно, свастика изначально была символом солнца, и лишь в 30-40-х годах ее дискредитировали нацисты. До этого, в ранние советские годы, данный символ использовался даже некоторыми частями РККА. Также известно, что свастика была обнаружена в доме Ипатьева, в котором большевики расстреляли царскую семью.

История автомобилей Delaunay-Belleville

Фирма Delaunay-Belleville была создана еще в 1850 году и специализировалась она на выпуске паровой техники. В перечне продукции компании были котлы для пароходов, паровозов и стационарного использования, а также другое промышленное оборудование. Автомобильное подразделение Delaunay-Belleville открылось в 1903 году. Первыми ее продуктами стали три модели авто, оснащенные четырехцилиндровыми моторами разной мощности: 16, 24 и 40 л. с. Они впервые в мире получили смазку распредвалов под давлением и тормоза с жидкостным охлаждением.

модель 1905 года © Remarkable Cars
модель 1905 года © Remarkable Cars

Автомобили Delaunay-Belleville относились к премиум-классу и были одними из самых роскошных машин своего времени. Среди их царственных владельцев, помимо российского императора, были греческий и испанский короли Георг I и Альфонсо XIII. А специально для Николая II в 1909 году был создан Delaunay-Belleville SMT, оснащенный 6-цилиндровым мотором, мощностью 70 л. с. Аббревиатура SMT означала Sa Majeste le Tsar – «Его Величество Царь». Эта машина отличалась очень богатой отделкой и высокой, по тем временам, скоростью. Delaunay-Belleville SMT легко разгонялся до 100 км/ч. Особенностью царских машин был пневматический стартер, запускавший мотор давлением сжатого воздуха. Он активировался с водительского места, что упрощало запуск авто.

Сотрудничество с российским императором было отличной рекламой для Delaunay-Belleville, а потому дела у компании до Первой Мировой войны шли хорошо. Однако позже ситуация изменилась, в послевоенные годы компания перешла на выпуск более скромной продукции. В 1918 году вышел Delaunay-Belleville в кузове ландоле, оснащенный мотором на 26 л. с.. В Англии он был оценен в 900 фунтов. Такой ценник позволял ему занять промежуточную нишу между Napier и Rolls-Royce.

Реклама 1925 года
Реклама 1925 года

После того, как Морис Барбару, один из сооснователей, ушел из фирмы, дела у нее пошли на спад. В 1919 году компания выпустила модели авто с моторами на 10 и 15 л. с., которые были дорогими и не очень популярными. В межвоенный период завод Delaunay-Belleville переключился на выпуск грузовиков и армейской техники. В 30-е, а также после Второй Мировой, компания производила автомобиль RI-6, который стал ее последним детищем. В 1950 году автомобильный бренд Delaunay-Belleville ушел с рынка.

После Февральской революции 1917 года и отречения царя императорский гараж оказался в распоряжении Временного правительства. Когда осенью к власти пришли большевики, они реквизировали автопарк на нужды революции, и дальнейшую историю машин проследить трудно. Однако можно с большой уверенностью сказать, что ни один из автомобилей Николая II до наших дней не уцелел.

Авто-снегоход из царского гаража, 1917 год
Авто-снегоход из царского гаража, 1917 год

Иногда можно встретить сообщения о продаже «царских» машин на аукционах, за большие деньги. Но обычно это просто сохранившиеся экземпляры тех моделей, на которых ездил царь, а не машины непосредственно из императорского гаража.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни
Ретро автомобили Истории из жизни машин
Комментарии