Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.

Дизайн как отражение времени через призму форм (часть 1)

Вне всякого сомнения, "золотой эрой" в дизайне машин можно назвать послевоенные годы, когда общий концепт автомобиля, как такового, был уже отработан практически в мелочах, а вот смелые и иногда слегка безумные конструкторские идеи воплощались в металле в попытках найти своих ценителей. Человек рвался в космос, писатели-фантасты предсказывали значительный прорыв в различный науках и как следствие, изменение стиля жизни в виде футуристичных машин: все это способствовало самым смелым попыткам предвосхитить время. Подобные попытки принимались как в индивидуальном порядке, так и в крупнейших корпорациях, в виде внутренних разработок или создании легендарных впоследствии автомобилей.


После Второй Мировой войны, один рисковый предприниматель из Лос-Анжелеса Глен Гордон Дэвис решил создать необычный концепт автомобиля, базируясь на своих видениях будущего. Он привлек для проектирования Френка Куртиса (разработчика моделей для гонок Индианаполиса), который и создал радикальный трехколесный автомобиль с изрядной толикой авиационного стиля и весьма маневренный: со скрывающимися фарами для вящей обтекаемости, алюминиевым кузовом и посадкой пассажиров "четыре в ряд" на единственном сиденьи в 183 сантиметра. Собственно имя машина и получила соответствующее "Divan", что в переводе с арабского и означает... "диван". Оснащенный 56 сильным двигателем автомобиль мог разогнаться до 120 км/ч и стоил всего $995, что на текущий момент соответствовало бы чуть более $9,000.

Дизайн как отражение времени через призму форм (часть 1)
1948 Davis Divan

С этим авто проводились агрессивные рекламные компании, включающую промо-публикации в различных журналах и путешествие на первых двух прототипах через всю страну. Собрали $1.2 миллиона как предоплату с 350 дилерских центров в различных штатах, далее создали 13 единиц, но дело не пошло, несмотря на все старания увлеченных работников сборной линии. Дэвис потратил слишком много денег на рекламу и привлечение внимания публики, не имея возможности даже платить зарплату своим работникам и оплачивать услуги поставщиков, после чего компания была ликвидирована, а сам он сел за растрату.

Нечто похожее было создано немного позднее, в 1952 году по проекту Фенда, который до этого производил инвалидные коляски, на мощностях заводов Messerschmitt под обозначением KR200, только в отличие от Davis Divan схема расположения колес была "два впереди и одно сзади" и позиционировалось как "мотоколяска". Компании было запрещено строить самолеты, поэтому они с радостью брались за любые предложения производства товаров народного потребления.

1958 Messerschmitt KR200
1958 Messerschmitt KR200

Очевидным признаком авиационных корней можно было назвать сам весьма примечательный внешний вид: узкий аэродинамический кузов, последовательная посадка водителя и пассажира за ним, посадка через борт, закрывающийся как у самолета акриловый колпак, низкая посадка и руль в виде самолетного штурвала. При этом все колеса были широко разнесены и оснащались гидравлическими амортизаторами, что вкупе с низким центром тяжести обеспечивало отменную управляемость. Одноцилиндровый двухтактный двигатель объемом 0.19 литра выдавал всего 10 л.с., разгоняя "мотоколяску" до 110 км/ч и потреблял 3.2 литра на 100 км пути.

1958 Messerschmitt KR200
1958 Messerschmitt KR200

Вполне бюджетная стоимость в 9,500 марок обеспечила успех продаж и за первый же год было продано 12,000 единиц. Однако в 1956 году с компании Messerschmitt были сняты все ограничения и она решила продать данное производство вдохновителю, создавшему в партнерстве новую фирму Fahrzeug- und Maschinenbau GmbH Regensburg, продолжающую производить данную модель до 1964 года. Прямым конкурентом KR200 стал знаменитый Mini, да и возросший уровень экономического благосостояния населения сдвинул интерес от эконом-моделей к более роскошным.

Были также и примеры истинно интернационального подхода к созданию автомобилей: так в 1951 году американская компания Nash Motors Company из штата Висконсин, совместно с британским инженером Дональдом Хили, создателем культового гоночного автомобиля Austin-Healey решили построить совместный автомобиль Nash-Healey. В нем должны были органично сочетаться шасси, взятое от гоночного Healey Silverstone, с мощным и надежным шестицилиндровым двигателем Nash, причем для дизайна кузова был привлечен знаменитый итальянец Battista "Pinin" Farina, основатель одноименного кузовного ателье.

1953 Nash-Healey by Pinin Farina
1953 Nash-Healey by Pinin Farina

Машина собиралась на заводе в Англии, куда поступали моторы из Штатов, затем она отправлялась в Штаты же для продаж. Высокая стоимость производства и логистики пагубно отразились на итоговой стоимости, что означало низкое число покупателей, после чего Nash Motors потеряла интерес к модели, продвигая более перспективную в плане продаж модель Rambler.

1953 Nash-Healey by Pinin Farina
1953 Nash-Healey by Pinin Farina

Всего было произведено 506 автомобилей, некоторые из которых участвовали в знаменитых гонках на выносливость 24 Hours of Le Mans и Mille Miglia, стабильно входя в первую десятку.

Некоторые мечты становятся реальностью в том случае, когда к этому прикладываются достаточные усилия. Уже в 19 лет Ричард Бослей из штата Огайо мечтал создать машину не для всех, но для людей понимающих толк в красоте и желающих получить только самое лучшее, больше чем могли предложить серийные машины. Несмотря на практически полное отсутствие знаний о дизайне, он принял решение использовать только входящий в моду стеклопластик, который можно было формовать практически вручную. Проведя все лето за набросками эскизов и продав свою машину, он приступил к постройке автомобиля, детально изучив доступные материалы в журналах на тему строения и дизайна, поскольку по образованию Ричард был агрономом.

1955 Bosley Mark I Sports Car
1955 Bosley Mark I Sports Car

Взяв за основу трубчатую раму, он установил туда заднюю подвеску от Ягуара и переднюю от Форда, модифицированный двигатель Hemi с шестью карбюраторами от Крайслера и трансмиссию с задней осью от Меркури, в то время как вылепленный вручную кузов был создан для уменьшения сопротивления. Максимальная скорость составляла примерно 260 км/ч. Топливный бак в 55 галлонов (208 литров) для долгих гонок/поездок вместе с запасным колесом занимали всю заднюю часть машины, не оставляя места для багажа.

1955 Bosley Mark I Sports Car
1955 Bosley Mark I Sports Car

Работы над созданием продолжались в течение двух с половиной лет, и в 22 года он продемонстрировал публике свое творение, появившись на гоночном треке Sebring как зритель. Машина стала известной благодаря многочисленным статьям в уважаемых авто-изданиях тех времен.

Наколесив на своей машине примерно 160 тысяч километров, он обменял ее в 1956 году известному гонщику Dick Doane на выступающий ранее в гонках Sebring, прототип Corvette SR-2. На основе шасси данной машины, он и построил свое второе и последнее творение – Bosley Mark II Interstate, также отличившимся необычным кузовом из стеклопластика.

1966 Bosley Mark II Interstate
1966 Bosley Mark II Interstate

Машина отражала его видение идеальной машины как для дальних путешествий по создаваемой в то время сети дорог между штатами, так и готовой для гоночного трека, без каких-либо жертв со стороны эстетики и элегантности дизайна.

1966 Bosley Mark II Interstate
1966 Bosley Mark II Interstate

Под капотом был установлен 345 сильный 6.4 литровый Pontiac V8 вкупе с 4-х скоростной ручной коробкой, a бензобак был уменьшен до 35 галлонов, чтобы втиснуть хотя бы минимальный багажный отсек.


Интересную идею в 1953 году опробовал инженер Фред Зедер из подразделения автогиганта Chrysler: создание и возможность массового выпуска модели, которая захватила бы одну из быстрорастущих ниш американского авторынка – спортивные дорожные и практически готовые к соревнованиям на треке машины. Сама идея базировалась на концепте использования одной платформы для нескольких автомобилей, где на пространственной трубной раме с мощным двигателем можно было бы менять кузов для различных нужд. Открутив всего 4 болта, туристический тип кузова менялся на ультра-легкий гоночный, весящий всего 68 кг.

1953 Dodge Storm Z-250 by Bertone
1953 Dodge Storm Z-250 by Bertone

Основной алюминиевый кузов был разработан в известном дизайнерском авто-ателье Bertone, достойную скорость и ускорение 0-100 км/ч за 7.2 секунды обеспечивал двигатель Dodge HEMI V8, выдающий 260 л.с. и 450 Нм, что было достаточно для борьбы с основным конкурентом только появившимся на рынке – Chevrolet Corvette.

1953 Dodge Storm Z-250 by Bertone
1953 Dodge Storm Z-250 by Bertone

Однако когда он привез машину в главный штаб корпорации, то, несмотря на всю привлекательность идеи, ее отклонили по причине чрезвычайно высокой стоимости производства.

Продолжение следует...

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Клещевник Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.
Ретро автомобили Истории из жизни машин
Комментарии