Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.

Porsche – от "жука" до гибридных гиперкаров

Дизайн и мощность – это первые слова, которые приходят в голову при взгляде на машины компании Porsche или просто при их упоминании. Да, они начали свое победоносное шествие в мире автомобилей не в такие далекие года, как некоторые из компаний, чья история исчисляется уже сотней лет, но это не помешало сделать свое имя знаменитым как на дорогах общественного пользования, так и на спортивных трассах. Неповторимая стилистика вкупе с конструкторским перфекционизмом выделяет все машины с логотипом Porsche как спортивные автомобили класса "люкс" готовые выехать на трассу соревнований практически в любой момент.


По аналогии с историей компании Феррари, которая начинала с выпуска именно машин для соревнований, постепенно используя свои наработки для создания гражданских автомобилей, Фердинанд Порше также пошел по проторенному многими пути: с создания автомобилей, пригодных как для различных гонок, так и для общественный дорог. Начало его карьере и знаменитости послужило участие в разработчике знаменитого Volkswagen Käfer, известного нам под именем "Жук", который до сих пор является одной из икон в автомобилестроении: дешевый, максимально простой и ремонтопригодный, он до сих пор колесит по миру.

Поэтому неудивительно, что для первого автомобиля под собственным лого компании – Porsche 64 или как его еще называли "Type 60K10" – Фердинанд позаимствовал небольшую толику стилистики, платформу и техническую начинку именно от "Жука", но с обтекаемым алюминиевым кузовом, который и положил начало запоминающейся эстетике последующих моделей.

Porsche – от "жука" до гибридных гиперкаров
Porsche Type 64 60K10

Дизайн кузова был разработан Erwin Komenda, одним из работников Порше, и изготовлен в кузовном ателье Reutter в количестве 3 экземпляров; шасси было значительно усилено, как и полностью переработанный 1.1 литровый оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, выдающий 40 л.с. и разгоняющий машину до 145 км/ч. Вся идея создания машины для гонки Берлин-Рим была именно уловкой для привлечения публики и пиара компании. Гонка так и не состоялась по факту начала войны и машины были забыты в гараже до лучших времен...

Porsche Type 64 60K10
Porsche Type 64 60K10

В мае 1945 года американские солдаты нашли машину и использовали ее для собственного передвижения, предварительно срезав с нее крышу, пока не отказал двигатель и машину сдали на свалку. Последний оставшийся Porsche 64 принадлежал Ферри Порше и был восстановлен в 1947 году, после чего был продан австрийскому гонщику Отто Мате, с которым он выиграл альпийское ралли в 1950 году. В последний раз автомобиль участвовал в гонке исторических автомобильных гонках в Монтерее, Калифорния, в 1982 году, после этого он был восстановлен и покрашен в черный цвет.

Однако первые дорожные модели начинались с Porsche 356, который был спроектирован и сертифицирован для дорог общего пользования, причем именно в нем началась использоваться основная изюминка компании: заднее расположение мотора вкупе с задним же приводом. Было это сделано как для удешевления производства (отсутствие кардана), так и для лучшей поворачиваемости, вкупе с возможностью втиснуть в конструкцию два дополнительных места, что впрочем нашло отражение всего в 50 экземплярах.

1951 Sauter Porsche 365 Roadster
1951 Sauter Porsche 365 Roadster

Хотя модель Porsche 356 выпускалась исключительно в кузовах "купе" и "кабриолет", многие владельцы дорабатывали ее под свои нужды, в частности под гоночные треки. Так в 1951 году два партнера Генрих Саутер и Ханс Кленк участвовали в доработке машины в рамках разработки более гоночно-ориентированной модели 356: изменения включали в себя более аэродинамичный алюминиевый кузов и доработанный двигатель 1.5 литра вместо 1.3 литрового на первых прототипах.

1951 Sauter Porsche 365 Roadster
1951 Sauter Porsche 365 Roadster

Все эти модификации доказали свои преимущества в 1952 году, когда данная модель выиграла 6 из 7 запланированных гонок, причем в 24 часах Ле-Мана открывающиеся против движения двери давали пилотам лишние секунды, так как пилотам в зачет времени шло также и время посадки.

Интересно, что когда известный на то время импортер машин Макс Хоффман вывел машину на американский рынок под именем Porsche Continental Cabriolet в 1955 году, так как американцы не запоминали цифры в названии авто, только имя.

1955 Porsche 356 Continental Cabriolet
1955 Porsche 356 Continental Cabriolet

Но практически сразу же компания Форд подала на них в суд за использование патентованного названия модели, которое перекликалось с именем Lincoln Continental Cabriolet. В итоге на короткое время пришлось назвать машину Porsche European Cabriolet, но потом вернулись просто к обозначению модели как Porsche 356 Cabriolet.

1955 Porsche 356 Continental Cabriolet
1955 Porsche 356 Continental Cabriolet

Известность за океаном данные машины приобрели в кузове кабриолет в Калифорнии, что впрочем и неудивительно по причине хорошей погоды большую часть года и красивых видов; четырехцилиндровый оппозитник на 1.5 литра выдавал 60 лошадей и разгонял машину до 160 км/ч. Это не многолитровые масл-кары, которым поклонялась молодежь, но в отличие от них машина раскрывала свой потенциал на извилистых дорогах, а не только по прямой.

Но настоящая известность в мире гонок пришла к компании только с выпуском специальной модели Porsche 550 RS Spyder со средне-расположенным 1.5 литровым 4-х цилиндровым оппозитным двигателем на 110 л.с.

1955 Porsche 550/1500 RS Spyder
1955 Porsche 550/1500 RS Spyder

Трубчатая рама и алюминиевый корпус позволили снизить вес, что благоприятно сказалось на соотношении веса и мощности, в то время как развесовка, очень низкая посадка и профиль корпуса, протестированный в аэродинамической трубе, обеспечивали потрясающую устойчивость на виражах.

В определенное время, с ростом доступных технологий, практические любые компании приходят к идее облегчения корпуса с использованием стеклопластика, что не обошло и модель Porsche 904 Carrera GTS, которая являлась первой в линейке Порше с кузовом подобного типа и новой рамой, так называемой "лестничного" типа.

1964 Porsche 904 Carrera GTS
1964 Porsche 904 Carrera GTS

Созданный по следам 550 модели, с закрытым кузовом и обтекаемыми фарами, машина предлагалась с тремя вариантами двигателей: 4, 6 и 8 цилиндровыми, хотя в гоночных прототипах использовались только двух-литровые шести-цилиндровые оппозитники на 200 л.с. что с коэффициентом сопротивления в .034 позволяло достичь максимальной скорости в 257 км/ч.

1964 Porsche 904 Carrera GTS
1964 Porsche 904 Carrera GTS

В следующей модели 906 Carrera 6 коэффициент сопротивления снизили еще больше, прикрыв прозрачным обтекателем моторный отсек позади кокпита и округлив лобовое стекло.

1966 Porsche 906 Carrera 6
1966 Porsche 906 Carrera 6

Что вкупе с повышенной до 210 л.с. отдачей мотора (где для облегчения применялись магниевые и алюминиевые сплавы), заменой стального шасси "лестничного" типа на легкую трубчатую раму и использованием склеенного вручную стеклопластикового кузова, позволило снизить общую массу на 113 кг по сравнению с 904 и поднять максимальную скорость уже до 280 км/ч. Дебютировав в гонке "24 Часа Дейтоны" и пройдя "12 часов Себринга", Porsche 906 выиграл в своем классе в гонке на треке Монза.

1966 Porsche 906 Carrera 6
1966 Porsche 906 Carrera 6

Примечательный факт, что в гонках на выживание Targa Florio машина заводской команды Порше сошла с трассы, в то время как частная команда на такой же машине закончила гонку выигрышем в своем классе.

Чтобы избежать подобных конфузов, последующую модель Porsche 910 доработали именно для гонки Targa Florio 1967 года, однако вместо этого она в этом же году выиграла 1000 км Нюрбургринга, заняв 1-2-3-4 места.

1967 Porsche 910
1967 Porsche 910

Позже, в 1969 году, она выиграла в своем классе и была 9 в общем зачете 24 Hours of Le Mans. Несмотря на то, что разработка базировалась на 906 модели двойного назначения, Porsche 910 была самым настоящим гоночным прототипом, одним из первых в длинной линейке последующих гоночных прототипов компании.

1967 Porsche 910
1967 Porsche 910

Когда в 1967 году международная автомобильная федерация приняла решение ограничить скорость на треке 24 Hours of Le Mans ради безопасности участников, ограничив "безлимитный" 6й класс прототипов всего 3-х литровыми двигателями (без ограничения числа цилиндров), тем самым позволив влиться в гонку и новым участникам.

Также был создан 5-литровый 4й класс, для участия в котором нужно было выпустить минимум 50 машин. На удивление, руководство компании решило принять участие в данном классе, разработал под руководством знаменитого Феердинанда Пьеха и выпустив на трек легендарную Porsche 917К всего за 10 месяцев, которая была первой моделью компании выигравшей данную гонку.

1969 Porsche 917К
1969 Porsche 917К

Для нее был специально спроектирован и построен новый двенадцати-цилиндровый 5 литровый оппозитник, выдававший 630 л.с., который, после решения проблем с аэродинамикой кузова и недостаточной прижимной силой, разгонял машину до 355 км/ч.

1969 Porsche 917К
1969 Porsche 917К

Установка такого большого двигателя в небольшую машину была непростой инженерной задачей, так например ноги водителя находились впереди передней оси, что очень необычно и отнюдь небезопасно.

5.0-Liter Flat-12 (630 hp)
5.0-Liter Flat-12 (630 hp)

К сожалению, сам Фердинанд Порше не застал этих побед и не увидел дальнейшего развития и успеха компании, покинув мир в 1951 году. Однако его наследники поддержали флаг основателя и продолжили его дело с максимальной отдачей, благодаря чему имя Porsche знаменито и по сей день; и мы сами можем воочию наблюдать различные модели каждый день как на дорогах, будь то винтажный 914 или новенький 911.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Клещевник Обожаю ретро-машины за их стиль, отражение духа эпохи и новаторский подход.
Ретро автомобили Истории из жизни машин
Комментарии