Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Custom Vehicle Operations (СVO) в мире Харлей

© Morgan & Wacker
© Morgan & Wacker

Каждому хочется, чтобы его байк максимально соответствовал его же характеру и вкусовым предпочтениям. Поэтому культура кастомов весьма распространена в среде любителей двухколесного транспорта. Самые изобретательные мотоциклисты строят в гаражах причудливые машины, достойные центрального места на различных выставках.

Но не у всех есть талант, время и желание заниматься сборкой уникального «стального коня» для себя, поэтому популярностью пользуются и тюнинг-ателье, собирающие байки по индивидуальному заказу. Иногда это независимые фирмы, но серьезные производители, как Harley-Davidson, владеют собственными подразделениями, специализирующимися на штучной сборке мотоциклов под заказ. В мире «Харлеев» таким подразделением является CVO, выпускающее одноименную серию байков.

Что такое Harley-Davidson CVO

Завод H-D в Йорке © Harley-Davidson Motorcycles
Завод H-D в Йорке © Harley-Davidson Motorcycles

Harley-Davidson CVO – это подразделение знаменитого мотопроизводителя, специализирующееся на сборке модифицированных (кастомных) мотоциклов, а также серия байков, выпускаемая этим отделом. Аббревиатура CVO расшифровывается как «Custom Vehicle Operations» (с англ. приблизительно переводится как «операции по изготовлению транспорта под заказ»). Данное подразделение было основано в 1999 году на заводе в Йорке (штат Пенсильвания), также занимающемся сборкой крузеров и туреров Harley-Davidson.

Конвейер по выпуску серийных "Харлеев" в Йорке

Ежегодно Harley-Davidson CVO обновляет модельный ряд мотоциклов, используя в качестве базы серийные байки, подвергающиеся модернизации. Они получают двигатели тех же моделей, но отличающиеся увеличенными рабочим объемом и мощностью. Многочисленные комплектующие, используемые для H-D CVO, недоступны обычным покупателям серийных байков.

Harley-Davidson CVO Breakout © Zastavki.com
Harley-Davidson CVO Breakout © Zastavki.com

Оборудование для данной серии может предлагаться в качестве дополнительных опций для более поздних моделей (спустя несколько лет), но в немного измененном виде. К примеру, обозначения деталей, как и их цвет, остаются эксклюзивом серии CVO. Для того чтобы приобрести эксклюзивные запчасти для байка CVO (а не их массовые аналоги), необходимо предоставить доказательства владения мотоциклом этой серии. Таким образом компания защищает индивидуальность своих почетных клиентов, не позволяя другим делать копии CVO из обычных байков.

Сборка Harley-Davidson CVO осуществляется вручную, с тщательной подгонкой всех деталей и усиленным контролем качества. Покупателям предлагаются уникальные элементы обвеса, аксессуары, эксклюзивные решения в дизайне, а также фирменные расцветки, недоступные для других серий. Выпускаются байки ограниченным тиражом. Естественно, такой подход удорожает их (эксклюзив в принципе не может быть дешевым), поэтому кастомы CVO продаются от 1,5-2 раз дороже, чем их массовые собратья Harley-Davidson.

Самые легендарные Harley-Davidson CVO

За без малого два десятилетия существования подразделения CVO им было выпущено более 50 моделей кастом-байков на основе серийных «Харлеев». В основном это мотоциклы семейств туреров и крузеров, наиболее почитаемых в среде байкеров. Первые годы модели обозначались буквенными индексами FX, далее центральной стала знаменитая серия «Screamin’ Eagle», но в 2009 году от этого названия отказались, сменив обозначение байков на простое CVO.

Harley-Davidson CVO серии FX

Самыми первыми мотоциклами Harley-Davidson CVO стали выпущенные в 1999 году FXR2 и FXR3. Для их создания за основу был взят серийный FXR, снятый с производства еще в 1994. Байки отличались эксклюзивной отделкой, обилием хромированных элементов, и оснащались моторами V2 Evolution с рабочим объемом 80 кубических дюймов (около 1300 см³). В 2000 был создан их наследник, FXR4, ставший последним «Харлеем» серии CVO с таким двигателем.

Harley-Davidson FXR3 1999 © Harley Davidson Forums
Harley-Davidson FXR3 1999 © Harley Davidson Forums

Как и серийные предшественники, эти мотоциклы имели регулируемую заднюю подвеску на двух амортизаторах. А вот представителей серии Softail в модельном ряду H-D CVO тогда еще не было. Продолжили (и завершили) серию тяжелые байки FXDWG2 и FXDWG3 на базе модели Dyna Wide Glide (отсюда и аббревиатура), 2001 и 2002 года, соответственно. Они оснащались 1450-кубовыми моторами, мощностью 67 л.с., и тоже имели классическую заднюю подвеску.

Harley-Davidson FXDWG2 © ChopperExchange
Harley-Davidson FXDWG2 © ChopperExchange

Harley-Davidson FXDWG2 примечателен тем, что окрашивался только в ярко-красный оттенок, а для нанесения полосок пламени на бак и заднее крыло использовалось 23-каратное сусальное золото. Модель FXDWG3 была уже преимущественно черной, но тоже с языками огня на баке и крыле.

Harley Davidson FXDWG3 © Harley Davidson Forums
Harley Davidson FXDWG3 © Harley Davidson Forums

Сейчас купить такой байк в США в нормальном состоянии можно примерно за $10-15 тыс., что в принципе недорого (учитывая статус мотоциклов), но в продаже они редки. В других странах найти ранние Harley-Davidson CVO «по месту» весьма проблематично, так как немногочисленные их владельцы не спешат расставаться со своими «лошадками».

Harley-Davidson CVO Screamin’ Eagle

Рассветом Harley-Davidson CVO можно уверенно считать серию Screamin’ Eagle, первый представитель которой, Road Glide FLTRSEI1, был выпущен в 2000 году. Он первым получил мотор с двумя распределительными валами, рабочим объемом 95 куб. дюймов (1550 см³), против 1450 см³ в базовой версии движка. Он оснащался дисковыми тормозами с плавающим суппортом, специальными колесами, обилием хрома и эксклюзивной отделкой, что характерно для «Орлов».

Harley Davidson Road Glide FLTRSEI1 © suprememotos.com
Harley Davidson Road Glide FLTRSEI1 © suprememotos.com

Годом позже была представлена модель Road Glide FLTRSEI2, унаследовавшая черты предшественника. Эти модели отличает силуэт орла, нанесенный на носовой обтекатель. Но больше Screaming Eagle модели Road Glide компания не производила.

В 2003 Harley-Davidson представила первый CVO семейства Softail, им стал Screamin' Eagle Deuce (FXSTDSE). Он является образцом классики в семействе, так как наследует облик ретро-хардтейлов, имеет лаконичную, но роскошную отделку с обилием хрома. Силовая установка мотоцикла – 1550-кубовый двигатель с двумя распредвалами.

В том же году был также представлен Screamin' Eagle Road King (FLHRSEI2). Он получил новый мотор на 103 кубических дюйма (около 1690 см³), также оборудованный двумя распределительными валами. Помимо обилия кастомных комплектующих и хромированных элементов, мотоцикл выделялся эксклюзивной золотистой окраской.

Harley Davidson Screamin' Eagle Road King © ChopperExchange
Harley Davidson Screamin' Eagle Road King © ChopperExchange

В 2004 впервые в серии CVO был представлен Screamin' Eagle Electra Glide (FLHTCSE). Этот турер имел ярко-красную расцветку, но также окрашивался и в другие цвета. Силовой установкой байка был все тот же 103-кубовый мотор с двумя распредвалами.

Screamin' Eagle Electra Glide (FLHTCSE) © ChopperExchange
Screamin' Eagle Electra Glide (FLHTCSE) © ChopperExchange

Знаковым можно считать и появление в модельном ряду Harley-Davidson CVO легендарного Screamin' Eagle Fat Boy (FLSTFSE) в 2005 году. Мотор байка оставался все тем же, 103-кубовым, а от базовой модели мотоцикл отличался другими красками и более богатым оформлением внешнего вида.

Еще один первопроходец линейки CVO 2005 года - Screamin' Eagle V-Rod (VRSCSE), первый V-Rod в серии. Мотоциклы данной модели отличались от классики более спортивными формами и мотором на 1250 см³, разработанным в сотрудничестве с Porsche.

Screamin' Eagle V-Rod (VRSCSE) © ChopperExchange
Screamin' Eagle V-Rod (VRSCSE) © ChopperExchange

На базе упомянутых моделей байки серии CVO выпускались до 2007 года, когда вдобавок к ним был представлен Screamin' Eagle Softail Springer (FXSTSSE2). Этот байк, созданный к 105-летию компании, имел классическую вилку с амортизаторами рычажного типа (как в старину), фару в ретро-стиле, низкую посадку. Этот байк можно считать одним из лучших трибьютов мотоциклам прошлого века.

Screamin' Eagle Softail Springer (FXSTSSE2) © OnlyMotorbikes.com
Screamin' Eagle Softail Springer (FXSTSSE2) © OnlyMotorbikes.com

Больше «орлиная» серия Harley-Davidson новыми моделями не пополнялась: в 2008 году представлены модели Dyna, Springer, Road King и Electra Glide Ultra Classic. В 2009 от использования названия Screamin' Eagle отказались в угоду аббревиатуре CVO, под которой до наших дней выпускаются все кастомные «Харлеи».

Harley-Davidson CVO наших дней

Современные Harley-Davidson CVO выпуска после 2009 года все так же создаются на основе базовых моделей. В модельном ряду за этот период появлялись крузеры Fat Bob, Springer, Softail Convertible, Breakout, Softail Deluxe, а также туреры Street Glide, Electra Glide Road Glide и Ultra Limited, в различных модификациях.

Harley-Davidson CVO ROAD GLIDE 2018 © Morgan & Wacker
Harley-Davidson CVO ROAD GLIDE 2018 © Morgan & Wacker

Существенные перемены производитель осуществил в 2018 модельном году. Все мотоциклы актуального поколения получили моторы нового поколения Milwaukee-Eight, оснащенные 4 клапанами на цилиндр. В отличие от массовых моделей, рабочий объем которых составляет 107 и 114 кубических дюйма. Байки CVO оснащаются силовыми установками, объем которых увеличен до 117 кубов (1925 см³).

Harley-Davidson Ultra Limited 115th Anniversary © Total Motorcycle
Harley-Davidson Ultra Limited 115th Anniversary © Total Motorcycle

Единственный класс мотоциклов Harley-Davidson CVO 2018 года – туреры. Ни крузеров, ни кастом-байков иных типов с новыми моторами компания пока не представила. Поэтому поклонникам мотоциклов из Милуоки, которым туреры не подходят, остается лишь ждать и надеяться, что в 2019 будут доступны другие байки CVO классом поменьше, вроде того же Fat Boy.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни
Riders Дух свободы!
Комментарии