Олика Янат

Формула 1 в мотоспорте: все о MotoGP

Формула 1 в мотоспорте: все о MotoGP
© ORBO

Кто же не любит быстрые спортивные байки? Не удивительно, что наряду с автогонками, не менее зрелищными и популярными были мотогонки. Соревнования MotoGP дебютировали в 1949 году, даже раньше Формулы 1.

В Чемпионате мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам используются уникальные прототипы, мощные и невероятно быстрые. Они запрещены для использования на дорогах общего пользования.

Но, как показывает практика, технологии, впервые внедренные здесь, быстро "мигрируют" в серийные модели. В среднем, за несколько лет, они становятся общепринятыми для новинок мототехники. По сути, это соревнование, которое подталкивает производителей на путь инноваций.

В MotoGP есть три класса мотогонок, в которых участвуют прототипы, разделенные по объему двигателя. Это непосредственно MotoGP, Moto2 и Moto3.

Гоночный регламент

© Itc
© Itc

По результатам прохождения трассы очки получают первые 15 гонщиков. При этом тот, кто первым проедет выбранный участок, получает 25 очков, а пятнадцатый — только одно.

В зависимости от класса варьируется и длина трассы. Если в классе MotoGP нужно проехать 120 км, то в Moto2 и Moto3 на 10 и 20 км меньше соответственно.

Технический регламент

© Red Bull
© Red Bull

По мере развития технологий и мотосистем, стандарты мотоциклов все время пересматривались. Сейчас объем двигателей супербайков распределяется по категориям так:

  • MotoGP: 1000 кубических сантиметров.
  • Moto2: 600 кубических сантиметров.
  • Moto3: 250 кубических сантиметров.

Из-за внушительных скоростей, развиваемых гонщиками в классе MotoGP, были попытки немного "урезать" его. Так после повышения объема двигателя до 990 кубических сантиметров в 2002, уже в 2007 его ограничили значением в 800 кубических сантиметров. Это ограничение продержалось до 2011 года, когда в класс MotoGP вернули литровый двигатель.

Минимальный вес мотоцикла составляет порядка 147 кг.

Технический регламент касается и всех прочих аспектов проведения соревнований, а не только самого мотоцикла. К примеру, в этом году в ходу еще будут международные стандарты шлемов ECE, Snell и JIS, в то время как в следующем сезоне можно будет использовать только продукты, соответствующие недавно одобренному стандарту FIM.

На шлемах, соответствующих стандарту FIM будет такая наклейка © cycleworld
На шлемах, соответствующих стандарту FIM будет такая наклейка © cycleworld

Нововведения, одобренные для последующих сезонов, коснуться также штрафов за превышение ограничения скорости на пит-лейне (при остановке для выполнения заправки и проверки технического состояния).

Как проходят соревнования

© rsport.ria.ru
© rsport.ria.ru

Соревнования разделены на этапы. До этого сезона их было 18, но, с добавлением Таиланда, стало 19. Из-за введения нового этапа, график проведения соревнований сместился. Сезон в MotoGP длится с марта по ноябрь. В этом году он традиционно закончится в Валенсии менее чем через неделю, 18 ноября.

Фрагмент трассы в Таиланде © Buriram Times
Фрагмент трассы в Таиланде © Buriram Times

В течение ближайших несколько лет планируется добавить еще несколько этапов. Включая один городской. В качестве места проведения рассматривается индонезийский курорт Мандолина. Здесь значительно упрощена таможенная политика, поэтому расходы на проведение чемпионата могут быть ниже, чем принято.

В соревнованиях принимает участие несколько команд. В этом году это 3 японские, по 2 итальянские и испанские, по 1 австрийской и бельгийской, французской. Представлена и команда Монако. Наряду с победителями среди спортсменов, определяются и призеры-производители. К примеру, в каком-то Гран-При победил участник на Honda, в таком случае и команда производителя также получает заветные балы.

Участники MotoGP в 2018 году © auto.ndtv.com
Участники MotoGP в 2018 году © auto.ndtv.com

В целом, победитель определяется после финального этапа по результатам подсчета очков. Однако нередко №1 определен заранее. К примеру в случае, если по результатам предпоследнего этапа кто-то опережает своего ближайшего соперника на 26 очков и больше (а максимум за этап можно получить только 25), то он гарантировать станет победителем MotoGP.

К примеру, в этом году по результатам 18 этапов Марк Маркес опережает Андреа Довициозо более чем на 100 очков. Это делает чемпионат немного предсказуемым, но не менее интересным.

Интересные факты о MotoGP

© Red Bull
© Red Bull

Не секрет, что мотопрототипы для участия в гонках стоят целое состояние. В среднем, они в 50 раз дороже хорошего серийного спортбайка. И что же получает пользователь за эту колоссальную переплату? Всего на 30% больше мощности.

Такая цена обусловлена уникальными технологиями и сложностью в изготовлении спортбайков такого уровня. Во всем мире все производители изготавливают только около 200 подходящих моторов ежегодно.

Экспозиция моторов для MotoGP © highspeedtension
Экспозиция моторов для MotoGP © highspeedtension

Отдельного внимания заслуживает экипировка гонщиков. Она отшивается вручную, весит порядка 4 килограммов и стоит до $2 тыс. Здесь есть встроенные подушки безопасности, а тестируются костюмы в самых суровых условиях: они способны выдержать взрыв гранаты.

Конечно, быть гонщиком престижно, это весьма прибыльное дело и самые именитые пилоты получают миллионы долларов. Однако, по сути, это жизнь вне дома, ведь как сами гонщики, так и их команды, проводят в дороге около 36 недель ежегодно. Это время не только самих соревнований, но и всевозможных тестов, подготовительных этапов.

Именно трансляции гонок по всему миру приносят компании Dorna Sports S.L, которой принадлежат права на мероприятие, основной доход. Самыми критичными для спорта были 2010-2011 года, когда в соревнованиях принимали участие только 17 спортсменов. Сейчас это в прошлом и количество участников стабилизировалось.

А вот количество зрителей неуклонно растет, так что можно ожидать, что эти спортивные соревнования и дальше будут радовать нас своей незабываемой атмосферой, внушительной скоростью, зрелищностью и азартом.