Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Royal Enfield Bullet 350 – байк, которому поклоняются в Индии

Royal Enfield Bullet 350 – байк, которому поклоняются в Индии
Индусы молятся мотоциклу © BBC | Mihhail Triboy

Индия – страна тысячи религиозных течений и сильных языческих традиций. Единую систему классификации течений индуизма не могут составить даже ученые-востоковеды. А еще в Индии очень популярен мототранспорт, так как преимущественно небогатое население не может себе позволить автомобили.

Но, все равно, даже на фоне таких особенностей культуры, поклонение мотоциклу кажется весьма странным. Но, тем не менее, жители штата Раджастан возвели старый байк Royal Enfield Bullet 350 в ранг божества, соорудили алтарь для него, где регулярно приносят жертвы и произносят молитвы «железному коню».

© BBC | Mihhail Triboy
© BBC | Mihhail Triboy

Святому мотоциклу индусы поклоняются уже почти три десятилетия. Каждый день сюда приходят сотни паломников, а возле алтаря установлены ящики для пожертвований, места жертвоприношений. Чуть в стороне находятся магазины, ресторан и даже гостиница. Обслуживанием паствы занимается жрец, постоянно служащий при этом импровизированном храме.

Сам байк находится на специальном алтаре, он помещен в прозрачную стеклянную коробку. Туда он попал после смертельной аварии, произошедшей в 1987 году. Ранее он принадлежал молодому индусу по имени Ом Сингх Ратор, также называемый Ом Банна.

Священный мотоцикл © BBC | Mihhail Triboy
Священный мотоцикл © BBC | Mihhail Triboy

Легенда гласит, что в декабре 1988 парень ехал на мотоцикле ночью и врезался в дерево. Сам наездник погиб, а его байк нашли под деревом почти невредимым. Полиция забрала транспортное средство на штрафстоянку, но на следующий день мотоцикл исчез. Стражи правопорядка решили, что технику забрали родственники погибшего, но байк был найден на месте аварии.

Портреты Ом Сингха © BBC | Mihhail Triboy
Портреты Ом Сингха © BBC | Mihhail Triboy

Копы снова забрали мотоцикл в участок, сняв с него цепь и слив горючее из бака. Но байк опять пропал и обнаружился на месте крушения. Не желая связываться со сверхъестественными явлениями (а индусы – люди весьма суеверные), мотоцикл отдали родственникам Ом Сингха, которые продали его в другой город. Но покупатель снова не обнаружил байк: его нашли на месте ДТП.

Не желая сталкиваться с мистикой, новый владелец байка отказался забирать его. Слухи распространялись, и в итоге местное население решило, что и мотоцикл, и его погибший наездник – божества, которым нужно поклоняться. В итоге на месте аварии возвели святилище, названное Bullet Baba.

© BBC | Mihhail Triboy
© BBC | Mihhail Triboy

С тех пор уже почти 30 лет место аварии собирает многочисленных паломников. Люди посещают алтарь, чтобы принести молитвы мотоциклу и его владельцу, попросить удачи на дорогах. Кроме жителей окружающих населенных пунктов, это делают проезжие водители грузовиков, автобусов, и их пассажиры.

Паломники © BBC | Mihhail Triboy
Паломники © BBC | Mihhail Triboy

Для того, чтобы снизить аварийность, местные власти несколько лет назад запретили возводить храмы и святилища на обочинах дорог, чтобы те не отвлекали водителей и не создавали пробок. Но те священные места, что уже были возведены, никто не трогал, так что Bullet Baba продолжает собирать верующих.

Дорожная обстановка в Индии весьма и весьма напряженная. На светофоры (где они есть) особое внимание обращать как-то не принято, выезд на встречку – обычное дело, как и нетрезвая езда, а правила обгона часто устанавливает тот, у кого транспортное средство едет быстрее. Поэтому неудивительно, что ежегодно в стране на дорогах гибнет около 150 тыс. человек.

Но, несмотря на это и негативное влияние придорожных сооружений, местные жители утверждают о благоприятном влиянии храма на дорожную обстановку. Они говорят, что число аварий на этом отрезке дороги упало, а молитвы местных жителей сбываются.

У святого мотоцикла и его владельца паломники просят воплощения разных желаний. Большинство молится им, чтобы дорога была счастливой и безопасной, а полиция не причиняла беспокойств. Любители выпить часто приносят в жертву алкоголь. При этом они не просто ставят бутылку на алтарь, а поят напитком статуэтку Ом Сингха.

Чтобы копы не поймали пьяным - нужно напоить статую виски © BBC | Mihhail Triboy
Чтобы копы не поймали пьяным - нужно напоить статую виски © BBC | Mihhail Triboy

Royal Enfield Bullet – английский мотоцикл, производимый по лицензии в Индии с 1955 года по наши дни. Модель 350 оснащалась 4-тактным одноцилиндровым мотором, объемом 346 куб. см, имеющим мощность 17 л.с. и развивала скорость 110 км/ч. Движок агрегировался 4-ступенчатой механической коробкой передач.

Модель с минимальными изменениями производилась в Индии 40 лет (с 1955 по 1975). До сих пор под этим брендом выпускаются популярные недорогие байки, но из-за требований экологического законодательства они сильно отличаются конструкцией двигателя и имеют немного общего со старыми моделями.