Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Летающий мотоцикл. Неужели правда?

Летающий мотоцикл. Неужели правда?
© Pinterest

Французское тюнинг-ателье Lazareth Auto-Moto на днях заинтриговало поклонников инновационных видов транспорта. Короткий видеоролик компании демонстрирует мотоцикл, оснащенный реактивными двигателями и способный подниматься в воздух вертикально. Новинка получила имя Lazareth LMV 496.

Байк, показанный на видео, оснащенный четырьмя колесами, способными поворачиваться на 90 градусов. В ступицу каждого из них встроен турбореактивный движок немецкой компании JetCat. При повороте колеса раздвигаются и направляют сопла ТРД вниз, после чего осуществляется взлет. Технические характеристики указанного концепта не сообщаются. Подробнее рассказать о его возможностях Lazareth обещает 31 января 2019.

Мотоцикл с реактивной тягой – вовсе не новость. Специальные кастомы, создаваемые для постановки скоростных рекордов, уже давненько оснащаются авиационными ТРД или ракетными ускорителями. Но вертикальный взлет это что-то новенькое. Поэтому попробую разобраться, стоит ли ожидать такой транспорт в скором времени, или дальше концептов дело не пойдет.

Реактивный мотоцикл. Но не летающий.

Немного физики

Для того, чтобы осуществить взлет на реактивной тяге, нужно преодолеть земное притяжение. Сделать это можно двумя способами: или разогнать летательный аппарат перпендикулярно действию силы тяжести (то есть, вдоль земной поверхности) до того, как подъемная сила крыльев не превысит силу притяжения, или просто развить тягу, превышающую силу тяжести (то есть вес ЛА). Первым способом взлетают обычные самолеты, вторым – вертолеты, ракеты и СВВП (самолеты вертикального взлета-посадки).

Самолет с вертикальным взлетом

Так как крыльев у байка нет – остается лишь второй вариант. Именно его и использует летающий мотоцикл Lazareth LMV 496. Учитывая, что используются там турбины JetCat, наиболее подходящим вариантом выглядит модель P1000-Pro. Этот ТРД имеет тягу 1000 ньютонов (около 100 кг), следовательно, 4 таких движка способны поднять объект массой до 400 кг. Сам движок весит чуть больше 10 кило, значит 4 двигателя – всего 40 кг.

Выглядит реально, поэтому можно сделать вывод, что показанный концепт мотоцикла вполне воплотим в реальности. Современные технологии позволяют создать миниатюрный ТРД, способный поднять в воздух даже весьма крупные предметы.

А что на практике

Теория – это хорошо, но помимо приличной тяги у ТРД есть еще и огромный минус. Топлива такие движки кушают немеряно, а работают на пике недолго. Упомянутый JetCat P1000-Pro на максимальной тяге расходует почти 3 литра горючего. В минуту. А тут их 4, значит за минуту уйдет 12 литров горючего. Итого 50-литрового бака (больше особо негде установить) хватит на 4,5 минуты в воздухе.

Такой расход топлива делает летающие мотоциклы с ТРД бессмысленными. Для увеличения времени нахождения в воздухе придется увеличивать емкость баков. Это, в свою очередь, невозможно без наращивания тяговооруженности и еще большего роста затрат горючего.

Если сделать реактивный мотоцикл, массой около тонны, из которых больше половины – топливо, его изначальный расход керосина/бензина составит минимум около 20 литров в минуту. За 5 минут уйдет 100 литров, после чего движки смогут убавить тягу и кушать поменьше. Но даже так запаса хватит всего минут на 20, и это если висеть на месте, а не лететь.

Чтобы еще и лететь куда-то, не имея крыльев и обтекаемого фюзеляжа, керосина понадобится еще больше. Но даже если как-то одолеть этот недостаток – опасность полета никуда не денется. ТРД – штука капризная, требующая очень чувствительного управления, а при наличии нескольких параллельных моторов – еще и очень точного управления. Стоит одному движку сработать чуть иначе остальных (убавить, прибавить, отклонить вектор тяги) – и летающий мотоцикл сделает бочку или петлю, а то и просто шмякнется на землю.

Пока что полетать на мотоцикле могут только опытные фристайлеры © AllWallpaper.in
Пока что полетать на мотоцикле могут только опытные фристайлеры © AllWallpaper.in

Советский СВПП ЯК-38 среди военных удостоился особой поговорки: «В небе реет гордый Як, Як об палубу х..к!». А все потому, что из 231 выпущенного самолета в небоевых ситуациях было потеряно 48. Большинство – именно при вертикальном взлете или посадке. А ведь это самолет, стоимостью много миллионов. Представьте, какая была бы аварийность, пойди в серию летающие мотоциклы такого типа.


Огромный расход топлива, сложности с управлением, высокий уровень опасности, не говоря уже о дороговизне, делают создание массовых летающих байков с вертикальными взлетом-посадкой невозможным в близком будущем. Гораздо перспективнее выглядят летающие мотоциклы с винтовой тягой. Ведь технологии, используемые в них, уже вдоволь протестированы инженерами при создании квадрокоптеров.

Полиция Дубаи уже тестирует мотоцикл-квадрокоптер

Технологии вроде как уже позволяют создать реактивное транспортное средство, но еще немало лет подобные машины не зайдут дальше стадий концептов, прототипов и экспериментальных моделей, созданных ради науки или для развлечения. А к какой разновидности относится летающий мотоцикл Lazareth LMV 496 – мы узнаем уже скоро, так что ждем 31 января.