Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Знакомство с байками: какой мотоцикл купить новичку

© Motorcycle Cruiser
© Motorcycle Cruiser

Народная мудрость гласит: если купить быстрый мотоцикл и гонять по полной, байк прослужит до конца ваших дней. Не исключено, что не просто прослужит, а еще и переживет хозяина. Может быть, даже не одного. Но это вовсе не значит, что жизнь мотоцикла будет долгой. Просто новоиспеченный гонщик рискует не дождаться седых волос.

Чтобы этого не случилось, а ваш опыт мотоциклиста был долгим и безаварийным, важно знать, с чего начать знакомство с двухколесной техникой и какой мотоцикл лучше купить новичку. Что-то из этого вам, само собой разумеется, расскажут при прохождении курсов автошколы. Да и езде на байке инструкторы точно обучат. Но не все моменты будут раскрыты.

Определитесь с типом байка

© The Allstate Blog
© The Allstate Blog

Сразу решайте, что вы хотите от мотоцикла. Определитесь, будет это повседневная езда на нем в качестве основного ТС, периодические покатушки на досуге «для души» или же развлечения спортивного характера вне дорог общего пользования. В соответствии с запросами выбирайте и тип.

Большинство байков являются полноценными ТС, поэтому подлежат регистрации в органах. На таких можно ездить везде, но с водительским удостоверением и прочими документами. Наиболее распространены следующие основные типы байков (ознакомиться с ними можно в моей статье): классические, спорт и нейкеды («гражданская» разновидность спортбайков), крузеры и чопперы, туреры. Набирают популярность электроциклы.

Мотоциклы кросс и эндуро, как и питбайки, обычно не являются транспортными средствами. У них нет светотехники, нет сертификата и ПТС, их не поставить на учет. Гонять на них можно и без водительского удостоверения, но только на специальном треке, по проселочным и лесным дорогам или где-нибудь в чистом поле. Езда по городу закончится на первом гаишнике, который эвакуирует байк на штрафплощадку. И не важно, есть у вас права, или нет. Это не ТС, а спортинвентарь, и по дорогам общего пользования на нем кататься нельзя.

Кроссовый байк © tokkoro.com
Кроссовый байк © tokkoro.com

Для повседневной городской езды лучше всего подходит дорожная классика. Не имеет значения, будет это малокубатурный «китаец» с двигателем на 70-150 «кубов» или старая добрая «Ява» (хотя не такая она и добрая). Главное — не начинать сразу с больших объемов и не гоняться за лошадиными силами.

Кайф поначалу можно получать и на 100-кубовом движке, главное — не гонять, пока не овладеете байком на достаточном уровне. Ведь одного лишь базового курса в автошколе на практике нередко оказывается мало для чего-то большего, чем размеренная езда по городу. После того, как классический мотоцикл надоел и вы чувствуете, что хочется чего-то большего, и с этим «чем-то» вы точно совладаете, — можно переходить к следующим шагам.

Турер или чоппер обычно покупают «для души», но тяжелый байк – не лучший выбор новичка. Покупать такой стоит, имея определенный опыт. Крузеры, которые весят 300 кило и больше, начинающим вообще противопоказаны. Да и стоят они дорого. Поэтому пока вы однозначно не решите, что дальние поездки на мотоцикле – это ваша жизнь, переходить к тяжелой технике нежелательно.

Мотоцикл-крузер © Motorbike Writer
Мотоцикл-крузер © Motorbike Writer

Для знакомства с эндуро и мотокроссом, покатушками по бездорожью, оптимален легкий мотоцикл соответствующего типа. Если это первый двухколесный опыт (хотя ездой на велосипеде стоит владеть однозначно) – стоит присмотреться к питбайкам. Они легкие и доступные. Внедорожные качества таких мото уступают полноразмерным моделям, но начинать стоит с малого. Лишь после того, как будет в совершенстве освоена техника до 125 кубов – можно смело переходить на модели помощнее.

Питбайк © RC-Hobbies
Питбайк © RC-Hobbies

Главные предосторожности

Спортбайки и нейкеды – отдельная тема для разговора. Покупка такого мотоцикла новичком заслуживает почетного места в книге «100 способов умереть». Особенно если в планах не езда на треке, а желание получить побольше экстрима или «перехитрить систему», летая по городу и маневрируя в потоке.

Спортбайк - техника для опытных. И самоубийц... © 1ZOOM.Net
Спортбайк - техника для опытных. И самоубийц... © 1ZOOM.Net

То, что мотоцикл мощный – еще не значит, что эту мощность нужно всегда использовать на полную. Первый раз обогнал, второй – подрезал, третий – проскочил, четвертый – протиснулся между машинами, а на десятый – поехал в морг. По запчастям, в трех разных машинах. Такой ерундой не страдают ни суровые бородачи на «Харлеях», ни мастеровитые спортсмены, ни опытные водители классики. А вот неопытная молодежь часто ищет острых ощущений, и в итоге находит их, но длится это недолго.

С осторожностью нужно относиться к дешевым китайским мотоциклам, вне зависимости от типа. Такие могут иметь вид классики, чоппера или турера, эндуро, нейкеда или спортбайка, но внутри все очень похожи между собой. Для них характерны металл лотерейного качества (может быть прочным, а может мягким – с виду не определишь) и такого же вида моторы на 150-400 кубических сантиметров, раскручивающиеся до 7000 об/мин и более.

Китайская имитация Harley-Davidson...
Китайская имитация Harley-Davidson...
... и спортбайкам © Top Speed
... и спортбайкам © Top Speed

Из-за «плавающего» качества изготовления китайские байки не отличаются надежностью. «День ездишь – день чинишь» – распространенная практика, особенно среди новичков. В первую очередь из-за того, что моторы таких байков (часто это копии старых разработок серьезных компаний, сделанные дядюшкой Ляо, или вариации на тему) хоть и способны хорошо раскручиваться, но подвержены вибрации.

Нужной точности изготовления может не быть, за балансом никто не следит. В итоге, передвигаясь этак на 7000 об/мин, можно периодически замечать, как от мотоцикла что-то отваливается. И я не преувеличиваю, сам в юности периодически катался на таком, как за рулем, так и пассажиром. Ситуации вида «останавливаемся, я сейчас гайки обвеса/крыльев/амортизаторов/подушек мотора затяну» возникали на стабильной основе.

Конечно, опытный мотоциклист со знанием матчасти быстро определит, что представляет из себя тот или иной байк. Но новичку лишний геморрой точно не нужен. Если и брать такой байк – то разве что спокойно кататься по городу, плюс оттачивать мастерство на треке или пустых дорогах с мыслями «сломается – не жалко».


Безопасность – самое главное. О ней не стоит забывать ни перед покупкой первого мотоцикла, ни будучи опытным райдером. Правила ТБ написаны кровью, и не стоит пытаться их обновить. Предпочитайте не самую мощную или самую продвинутую технику (даже если денег много), а ту, что соответствует уровню навыков.

Начинайте с малого, оттачивайте водительское мастерство, набирайтесь опыта, и по мере прокачки своего уровня двигайтесь вперед, а не «рвите с места». Не ищите варианты, предлагающие мощность задешево, так как это чревато низким качеством. Не спешите переходить с 125 кубов сразу на литр, так как велик риск не совладать с таким табуном с непривычки.

Если хочется экстрима – проходите курсы экстремального вождения и практикуйтесь на площадке или там, где вы не создадите помех другим участникам движения и сами будете меньше рисковать. Но ни в коем случае не думайте, что достаточно получить права, купить мощную технику и гонять на ней везде.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни
Riders Дух свободы!
Комментарии