Сергей Светоченко
Пресс-секретарь Superjob

«Менеджеров высшего звена учат в детском саду и семье»

«Менеджеров высшего звена учат в детском саду и семье»

Какие системы управления персоналом сегодня считаются наиболее эффективными?

Эффективными считаются те, которые ведут к предсказуемым результатам. Для армии — иерархия, беспрекословное подчинение начальнику, жесткие наказания за ошибки. (А как иначе? На кону жизни, и второго шанса у сапера нет.)

Для научного коллектива — наоборот. Максимальная свобода, поощрение ошибок («И опыт — сын ошибок трудных…»).

Все модные названия систем — просто слова. Никаких новых систем управления персоналом за последние 5 тысяч лет не придумали. И конвейер придумал не Форд — его использовали еще в древнем Китае и Египте. Форд только в массы отправил способ организации производства.

Где и кто учит менеджеров высшего звена?

Менеджеров высшего звена учат в детском саду и семье. И немножко в начальной школе, если повезло с учителем. Взрослых не учат нигде. В самых крутых бизнес-школах на программах MBA тем, кого мама с папой научили тому, чему нужно, дают возможность приобрести новые социальные связи и узнать стандарты работы лучших корпораций. Только и всего. Если в самую лучшую бизнес-школу пришел человек, который не является топ-менеджером уже, то и после MBA он не станет топом.

В каких компаниях передовые стратегии внедрены с успехом?

В компаниях-лидерах своих рынков. В IT-сфере в России, например, это «Яндекс», Mail.ru, Superjob, «Лаборатория Касперского». В общепите — рестораны Новикова, Раппорта или вызывающая зависть у всех топ-менеджеров от общепита и любимая топ-менеджерами же «Кофемания».

«Сургутнефтегаз» и «Норильский Никель» также весьма эффективно управляются (есть, конечно, нюансы для таких монстров 🙂).

Какие инструменты повышения мотивации сотрудников используются?

Таких инструментов не существует. Сотрудника невозможно мотивировать. А вот демотивировать можно легко.

Какую роль в управлении играет эмоциональный интеллект?

Основную, если мы говорим о руководителе высшего звена.

Каждый ли управленец может стать топ-менеджером?

Выше сказано. Кого мама с папой сделали топом, тому и становиться не нужно. Он уже. А кого не сделали, у того шансов немного.

Какими качествами он должен обладать?

Это зависит от сферы применения. Одно дело армия. Другое — рекламное агентство. Хотя... видение цели, умение расставлять приоритеты, подбирать нужных людей и объединять их в команды — пожалуй, это главное. Ну и еще умение хвалить.

Что такое командный стиль управления и в каких коллективах он уместен, а в каких нет?

Это стиль, не терпящий возражений и другой точки зрения. Уместен там, где цена ошибки — человеческая жизнь, а вся ответственность лежит на первом руководителе. Армия. Или операционная. Команды оперирующего хирурга должны выполняться точно, быстро, автоматически. Как на поле боя.

Чем вообще отличается обучение именно управленца или топ-менеджеров?

Ничем. Точнее, отличается результатом. Учат всех одинаково. А результат показывают только топы.

Приведите примеры успешного опыта внедрения каких-то стратегий в компаниях

В любой успешной компании внедрены успешные стратегии. При этом, в 99.99% случаев у этих стратегий нет никаких названий.

О стратегиях с названиями мы узнаем только тогда, когда кто-то взял и описал то, что происходило в какой-то компании, и придумал этому красивое название. Второй раз эту красоту один в один повторить еще никому не удавалось.